15 марта 2021, 00:40
126002

С Авто.ру уходят дилеры: из-за скрытого налога площадки с продажи снято порядка 2000 подержанных машин

Российские автодилеры намереваются удалить большую часть объявлений о продажах автомобилей из сервиса "Авто.ру". Из-за высоких расходов на продвижение объявлений продавцы были вынуждены повышать цены на автомобили, а все расходы в конечном счёте оплачивали покупатели. Лайф разбирался, почему автодилеры начали отказываться от сервиса объявлений и что будет с ценами на автомобили после перехода продавцов на другие площадки.

Фото © ТАСС / Сергей Коньков

Читать на сайте Life.ru

Особенности национального авторынка

Особенности рынка автомобилей с пробегом везде примерно одни и те же — купить машину подешевле, привести в нормальный вид и продать как можно дороже. В случае с обычными водителями этот бизнес может быть относительно прибыльным — скромный перекупщик часто ставит её возле дома, не платит за парковку, охрану, свет, газ и тепло в автосалоне, не задаётся вопросами аренды земли, ему не нужно содержать штат продавцов.

Фото © ТАСС / Ваганов Антон

Для крупных автодилеров продажа автомобилей с пробегом — головная боль. Но соблазн продавать б/у авто в России велик — только за прошлый год, и даже несмотря на пандемию, россияне купили 5,5 млн таких машин, побив рекорд 2019 года на 1,7%. Задача для автодилера при этом не меняется: средний показатель оборачиваемости склада у хорошего продавца — от 100 автомобилей на приём и столько же на продажу в месяц. Однако цена, по которой дилеры продают их клиентам, напрямую зависит не только от адекватности автосалона, но и от условий размещения на двух крупнейших интернет-площадках.

Большой бизнес

Статистика объявлений у двух самых популярных сайтов с объявлениями о продаже авто — Auto.ru и Avito — неплохая: 383 тыс. активных объявлений у "Авто.ру" и 540 тыс. — у "Авито". Оба ресурса активно рекламируются: автоблогеры, журналы, контекстная реклама, рассылка на почту — в ход идут все средства. Но для обычного пользователя сервисы всегда бесплатны, кроме тех случаев, когда нужно продвинуть объявление в выдаче или проверить автомобиль по VIN-коду. За чей счёт столь щедрое предложение? Оказывается, за всё платят автодилеры и... сами водители.

Все дилеры принимают автомобиль в trade-in или покупают у владельца ниже его рыночной цены. Разница между закупочной ценой и рынком — плата за удобство. Продавец сразу уходит с деньгами, а дилер получает машину значительно дешевле. Если с машиной всё в порядке и она ликвидна, её почти сразу продают. На бюджетных автомобилях (Solaris, Rio, Rapid, Octavia и т.д.) зарабатывают 30–40 тыс. рублей, на бизнес-классе и премиуме — от 80 тыс. до миллиона с одной машины.

Размещения на "Авто.ру" стоят дилерам приличных денег. По тарифам на листинг для Москвы и Московской области за бюджетный автомобиль придётся заплатить 500 рублей в сутки сразу и ещё 50 рублей за каждые последующие. Хотите продвинуть и выделить объявление? Готовьте ещё десять тысяч.

© auto.ru

Нужно больше просмотров или заходов на конкретное объявление? Добро пожаловать в тариф 1775 рублей за семь дней (или 7100 в месяц, если автомобиль продаётся долго). Желаете подключить быструю сделку или оформление кредита? Выкладывайте ещё 15 тысяч.

© auto.ru

Источники в нескольких крупных дилерских центрах отмечают, что средняя стоимость объявления на "Авто.ру" для дилеров приближается к 900 рублям, а каждый день его показа на сайте обходится в 550 рублей. В месяц за одно объявление набегает приличная сумма — около 18–20 тыс. рублей. Просто за то, что объявление висит на сайте. То есть, приходя в крупный автосалон за нужной машиной, обычный водитель должен быть готов к тому, что из своего кармана он заплатит "Яндексу" примерно 30–40 тыс. рублей, и ещё столько же на нём может заработать автодилер.

Автоэксперт и телеведущий Ярослав Левашов — один из тех, кто стоял у истоков создания классифайда для Auto.ru и занимался разработкой калькулятора для расчёта стоимости размещения. По его словам, изначально основной акцент делался на выявление перекупщиков, однако после того, как в Интернет пришли крупные автодилеры, для них ввели отдельные тарифы.

Все решения тогда принимались очень аккуратно. У нас была даже своя "фокус-группа" из людей от дружественных дилерских центров до небольших площадок и отдельных перекупщиков. Вместе с ними мы плавно создали комфортную модель монетизации продаж. С этой моделью проект и был продан. То, что происходит с объявлениями сейчас, я не знаю. Я, как и многие мои друзья, перестал пользоваться "Авто.ру" как сервисом продажи личных автомобилей после ряда нелепых блокировок, удалений и прочих действий модераторского механизма, который "допилили" там совершенно до абсурдных алгоритмов

Все решения тогда принимались очень аккуратно. У нас была даже своя "фокус-группа" из людей от дружественных дилерских центров до небольших площадок и отдельных перекупщиков. Вместе с ними мы плавно создали комфортную модель монетизации продаж. С этой моделью проект и был продан. То, что происходит с объявлениями сейчас, я не знаю. Я, как и многие мои друзья, перестал пользоваться "Авто.ру" как сервисом продажи личных автомобилей после ряда нелепых блокировок, удалений и прочих действий модераторского механизма, который "допилили" там совершенно до абсурдных алгоритмов

Ярослав Левашов

Автоэксперт, телеведущий

Левашов добавил, что попытка автодилеров заложить расходы на рекламу в маржинальность продаж не вызывает удивления.

Не думаю, что до такой степени, что цены на машины ощутимо выросли, но свой вклад "Авто.ру" однозначно вносит. Пока ещё вносит, так как, насколько я знаю, многие оттуда уже ушли, не вытерпев всех изменений, и... не ощутили никакой разницы

Не думаю, что до такой степени, что цены на машины ощутимо выросли, но свой вклад "Авто.ру" однозначно вносит. Пока ещё вносит, так как, насколько я знаю, многие оттуда уже ушли, не вытерпев всех изменений, и... не ощутили никакой разницы

Ярослав Левашов

Автоэксперт, телеведущий

Шелест купюр

Представители дилеров отмечают, что "Авто.ру" не является монополистом в продажах авто, но пока остаётся одним из крупнейших игроков. Рекламу на этом ресурсе источники Лайфа среди крупнейших автодилеров Москвы и области называют сопутствующими необходимыми расходами, без которых продажа автомобиля превратится в долгий и случайный процесс. При этом тарифы для юрлиц, по словам источника Лайфа, в пять раз выше по сравнению с объявлениями от обычных водителей.

Про свою честность в работе с клиентом дилеры любят лукавить, поэтому важно знать одно: все расходы, связанные с содержанием автомобиля, купленного для перепродажи, они будут стремиться переложить на покупателя. Таков закон бизнеса — заработай или разорись.

В пресс-службе московского автодилера "Авилон" нам рассказали некоторые детали сотрудничества с Auto.ru. При размещении объявлений о продаже автомобилей с пробегом компания платит непосредственно за выгрузку, а в дополнение продавцу выставляется тариф за каждый день размещения.

Auto.ru — один из самых дорогих классифайдов, поэтому не все дилеры размещают там свои предложения. Клиенты площадки публикуют там автомобили, которые не были оперативно реализованы, а также неликвидные модели. Доля трафика с этой площадки по автомобилям с пробегом снижается, но пока ещё составляет до 40% от всех обращений. От объявлений о продаже новых авто мы получаем около 10–15% обращений. Конверсия в продажу по новым автомобилям с этой площадки равна конверсии с сайта дилера, от объявлений авто с пробегом конверсия в два раза ниже по сравнению с сайтом

Auto.ru — один из самых дорогих классифайдов, поэтому не все дилеры размещают там свои предложения. Клиенты площадки публикуют там автомобили, которые не были оперативно реализованы, а также неликвидные модели. Доля трафика с этой площадки по автомобилям с пробегом снижается, но пока ещё составляет до 40% от всех обращений. От объявлений о продаже новых авто мы получаем около 10–15% обращений. Конверсия в продажу по новым автомобилям с этой площадки равна конверсии с сайта дилера, от объявлений авто с пробегом конверсия в два раза ниже по сравнению с сайтом

Пресс-служба

"Авилон"

Мы попросили "Яндекс" прокомментировать историю с ценообразованием и условиями размещения объявлений для юридических лиц. В пресс-службе интернет-гиганта, купившего "Авто.ру" в 2014 году за 175 млн долларов, нам ответили, что новые автомобили размещаются на Auto.ru бесплатно и в любом объёме, а оплата берётся за звонки потенциальных покупателей по объявлениям.

"Объявления о продаже подержанных машин тарифицируются поштучно и посуточно. Все прайс-листы опубликованы на нашем сайте. Также мы расширяем программу лояльности — с этого года запустили систему скидок для наших постоянных партнёров, размещающих б/у авто. Если говорить про платное продвижение, то это стандартные для всех классифайдов услуги вроде поднятия в поиске или закрепления на верхней строчке поисковой выдачи", — сообщили в пресс-службе "Яндекса". Там также добавили, что дилеры, которые публикуют качественные объявления и не были замечены в продаже машин со скрученным пробегом или другими аналогичными проблемами, получают пометку "Проверенный дилер". Про одного из таких мы рассказывали в одном из наших предыдущих материалов.

Своё мнение по поводу тарифов Auto.ru для автосалонов высказал и координатор движения "Синие ведёрки", руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Пётр Шкуматов. По его словам, сервис понемногу сдаёт позиции по сравнению с другими классифайдами, но рост стоимости автомобилей не связан с ценовой политикой сервиса.

В основном сейчас вся "вторичка" переходит на Avito. Но сам по себе рынок автомобилей с пробегом реагирует на ценовые колебания новых автомобилей. Если новые авто подрастут в цене на 15 процентов за год, то и б/у автомобили тоже до этого уровня подтянутся. Свои коррективы по ценам и наличию автомобилей внёс и локдаун. Если ничего не случится, то уже в этом году мы можем увидеть стабилизацию цен

В основном сейчас вся "вторичка" переходит на Avito. Но сам по себе рынок автомобилей с пробегом реагирует на ценовые колебания новых автомобилей. Если новые авто подрастут в цене на 15 процентов за год, то и б/у автомобили тоже до этого уровня подтянутся. Свои коррективы по ценам и наличию автомобилей внёс и локдаун. Если ничего не случится, то уже в этом году мы можем увидеть стабилизацию цен

Пётр Шкуматов

Координатор движения "Синие ведёрки", руководитель рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов"

Стихающая музыка

В конце февраля 2021 года Лайфу стало известно, что автодилеры Inchcape и автохолдинг "Максимум" (Спб) намереваются отказаться от размещения объявлений на "Авто.ру". По имеющимся данным, переговоры "Яндекса" и продавцов автомобилей по снижению тарифов ни к чему не привели, и автодилеры намерены убрать с "Авто.ру" большую часть объявлений о продаже автомобилей с пробегом. Руководство крупных дилерских центров планирует продавать машины либо на "Авито" — там, по словам источника, знакомого с ситуацией, размещать и продвигать объявления дешевле, — либо напрямую с собственного сайта.

Представители Inchcape и автохолдинга "Максимум" пока не подтвердили информацию об окончательном разрыве отношений с "Яндексом" и "Авто.ру". Вопросы по поводу происходящего мы также задали и Российской ассоциации автодилеров, однако ответ от профессиональных продавцов автомобилей пока не поступил. Некоторые крупные игроки тем временем рассматривают вариант полного отказа от работы с Auto.ru, а массовый исход может лишить сервис десятков, если не сотен миллионов рублей прибыли.