Горе от ума: Как неудачные изобретения убивали своих создателей
История знает множество примеров, когда изобретатели становились жертвами собственных открытий. Пытаясь ускорить технический прогресс или просто облегчить себе жизнь, они допускали роковые ошибки.
Фото © Niagara Falls Public Library
Их изобретения нередко опережали время и могли обеспечить своим авторам долгую счастливую жизнь, но у судьбы было другое мнение на этот счёт. Mental Floss вспоминает инженеров и конструкторов, которые пали жертвами собственных ноу-хау.
Маяк Уинстенли
Генри Уинстенли и его маяк. Изображения © Wikimedia Commons
Изобретатель Генри Уинстенли жил в Англии XVII века. Он построил "музей механических чудес" и "водный театр", куда продавал билеты. На заработанные деньги Уинстенли купил пять кораблей, два из которых почти сразу разбились о скалы. Позже он соорудил в месте крушения маяк, чтобы другие суда не постигла та же участь. Но однажды ночью сильнейший шторм снёс всю конструкцию вместе с его создателем, который находился внутри. С тех пор его никто не видел.
Кровать для лежачих больных Миджли
Томас Миджли и кровать для лежачих больных. Фото © Wikimedia Commons / The Brag
Открытия американского химика Томаса Миджли широко применялись в ХХ веке. К их числу относятся тетраэтилсвинец, который добавляли в бензин для предотвращения детонации, и фреоны, использовавшиеся в качестве хладагентов в бытовой технике. Хотя оба вещества в итоге оказались чрезвычайно вредны для окружающей среды, Миджли получил всемирное признание. В 51 год учёный заболел полиомиелитом и оказался прикован к постели. Он изобрёл систему шкивов, которая помогала ему принимать сидячее положение в кровати. 2 ноября 1944 года Миджли запутался в её тросах и задохнулся.
Бочка Сусека
Карел Сусек в бочке после спуска с Ниагарского водопада. Фото © Niagara Falls Public Library
Карел Сусек прославился в 1984 году, когда стал первым каскадёром, который выжил, преодолев Ниагарский водопад в бочке. Секрет заключался в развесовке, которая позволяла ему оставаться в вертикальном положении. Сусек промчался вниз со скоростью более 120 км/ч, но отделался лишь парой синяков. Через несколько месяцев он решил закрепить успех в новой бочке собственной конструкции. Экстремала сбросили в чан с водой с крыши стадиона в Хьюстоне, но во время полёта бочка начала вращаться и в итоге Сусек упал на землю с высоты более 50 метров. Он умер в больнице.
Аэромобиль Смолински
Генри Смолински и аэромобиль AVE Mizar. Фото © Fact Republik / Wikimedia Commons
Авиаинженер Генри Смолински сделал успешную карьеру в проектировании реактивных самолётов и ракет, а в начале 1970-х он был одержим идеей создания летающего автомобиля. Вместо того чтобы строить его с нуля, Смолински хотел придумать лёгкие крылья и хвостовую часть, которые можно было бы крепить болтами к обычным машинам. Прототип на базе Ford Pinto и двухмоторного самолёта Cessna отправился в полёт 11 сентября 1973 года. Он рухнул спустя несколько секунд после взлёта. В аварии никто не выжил.
Мопед Нельсона
Уильям Нельсон. Изображение © Pinterest
Приладить двигатель к средствам передвижения, в которых используется мускульная сила человека, хотели многие инженеры. Одним из них был 24-летний Уильям Нельсон, работавший в компании General Electric. В 1903 году он тестировал прототип своего моторизованного велосипеда на загородных дорогах. Пробная поездка закончилась печально: в очередной раз разогнавшись с холма, Нельсон опрокинулся и погиб на месте.
Аэровагон Абаковского
Валериан Абаковский и аэровагон. Фото © Wikimedia Commons
Родившийся в Латвии советский шофёр Валериан Абаковский попытался создать высокоскоростной вагон для путешествий чиновников по стране. 25-летний изобретатель сконструировал обтекаемый поезд, оснащённый авиационным двигателем и пропеллером в задней части, который мог разгоняться до 140 км/ч. 24 июля 1921 года Абаковский и около 20 пассажиров выехали на аэровагоне из Москвы, но на обратном пути поезд сошёл с рельсов. В результате происшествия погибли сам инженер и пятеро европейских дипломатов, находившихся на борту.
Ракетоплан Валье
Макс Валье и летательный аппарат с ракетным двигателем Opel RAK1. Фото © Wikimedia Commons
В 1920-х годах австрийский лётчик Макс Валье разработал план по использованию ракет для космических путешествий. В 1928 году вместе с двумя коллегами он построил летательный аппарат с твердотопливными двигателями, который в ходе испытаний удалось разогнать до 233 км/ч. Позже Валье начал экспериментировать с жидким топливом, и 17 мая 1930 года один из прототипов взорвался, сделав инженера первой жертвой протокосмической эры.
Газетный пресс Баллока
Уильям Баллок и ротационный пресс. Изображения © Wikimedia Commons / Science Source
Уильям Баллок работал редактором газеты в середине XIX века. Чтобы сократить трудозатраты, он придумал ротационный пресс, в который можно было непрерывно подавать бумагу. 2 апреля 1867 года его нога запуталась в приводном ремне станка и была серьёзно травмирована. Через несколько дней у Баллока развилась гангрена, и конечность пришлось ампутировать, а позже он умер из-за осложнений.
Паромобиль Стэнли
Фрэнсис Эдгар Стэнли и паромобиль Stanley 1912 года. Фото © Wikimedia Commons
Когда Фрэнсис Эдгар Стэнли захотел построить скоростной автомобиль, он обратился к энергии пара. К 1899 году вместе со своим братом-близнецом Фриланом он продал более 200 машин с паровыми двигателями. На одном из прототипов удалось достичь скорости свыше 200 км/ч. Но 31 июля 1918 года эта история успеха закончилась трагедией: Стэнли попал в смертельную аварию на личном паромобиле.
"Титаник" Эндрюса
Томас Эндрюс и гравюра "Гибель "Титаника". Изображения © Wikimedia Commons
Томас Эндрюс — самая известная жертва собственного изобретения. Он был управляющим директором верфи Harland & Wolff в Белфасте и одним из конструкторов легендарного "Титаника". Вместе с другими пассажирами Эндрюс отправился в первый рейс корабля. Судно столкнулось с айсбергом в ночь на 14 апреля 1912 года, и конструктор сразу понял, что "Титанику" осталось не более двух часов. Он погиб вместе со своим детищем, а его тело так и не было найдено.