Достижения и вызовы российской науки обсудили на круглом столе ЭИСИ
Фото © ТАСС / Константин Андреев
Доступ к высокотехнологичному оборудованию, обеспечение жильём и профессиональная коммуникация — вот три кита, на которых зиждется успех молодых учёных. И государство им в этом помогает.
38% россиян считают, что российская наука находится на подъёме и совершаются серьёзные открытия, оказывающие влияние на развитие общества, а противоположной точки зрения придерживается 22% респондентов. Таковы результаты опроса, озвученного сегодня руководителем практики политического анализа ВЦИОМ Михаилом Мамоновым на круглом столе ЭИСИ. Нейтралитет, по данным опроса, проявило 29% респондентов, отметив, что открытия свершаются, но они не влияют на общество.
К областям, в которых Россия сегодня является научным лидером, были отнесены военная сфера, здравоохранение (в первую очередь за счёт разработки вакцины от коронавируса) и космические разработки. При этом большая часть граждан отмечает улучшение ситуации в российской науке. Респонденты связали позитивную тенденцию с разработками в области борьбы с коронавирусом, поддержкой научной сферы со стороны государства и укреплением обороноспособности.
О том, что государство прилагает значительные усилия для поддержки молодых учёных, рассказал и первый зампредседателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию, депутат новой волны Александр Мажуга.
"Если мы посмотрим на 2010 год, то тогда в России насчитывалось всего около 60 тыс. молодых учёных. С каждым годом наука наша молодеет, она действительно одна из самых молодых наук в мире", — отметил он.
Важным моментом для поддержки учёных помимо, безусловно, доступа к высокотехнологичному оборудованию эксперт назвал обеспечение специалистов жильём. Этим активно занимается партия "Единая Россия", которая сейчас обсуждает вопрос увеличения количества жилищных сертификатов для молодых учёных, а также тему покупки служебного жилья.
Ещё одним фактором, необходимым для развития научного сообщества, является нахождение исследователя в кругу коллег и возможность обсуждения своих идей с другими специалистами.
Влияние ковидной повестки на научное сообщество в западных странах оценил руководитель экспертного совета ЭИСИ Глеб Кузнецов. В 2020 году был введён специальный термин — "экспертократия". Он стал использоваться в ситуациях, когда перед угрозой вируса западные политики начали делегировать свои полномочия учёным. Однако несостоятельность такого подхода вскрылась в ближайшие несколько месяцев: учёные не смогли сформулировать никаких стратегий не по введению ограничительных мер, не по их снятию. Кроме того, они часто меняли свою позицию, что недопустимо для политических решений.
"Жители Европы и США не знали, какие меры и ограничения их ждут после выходных. Сообщество учёных, управлявшее на тот момент этими странами, не могло до вечера пятницы определиться, чего бы ещё такого придумать. Единственное, о чём удавалось договориться экспертократам, — о необходимости мытья рук, ношения масок и перчаток и о соблюдении карантина. Выяснилось, что за 100 лет ничего нового в этой сфере не придумали даже великие профессора и академики. Всё это привело к большому ущербу, и стало ясно, что учёные не готовы к роли политиков", — прокомментировал Глеб Кузнецов.
По словам заместителя генерального директора Российского общества "Знание" Арсения Майорова, государство играет важную роль и в популяризации науки, выступая основным институтом поддержки и финансирования этой сферы. Для того чтобы популяризация была эффективной, немаловажно выбирать новые, современные, проектные форматы, к чему со своей стороны и стремится Российское общество "Знание". В то же время популяризация науки и доступность знаний ставит большой вопрос о верификации информации.
"Просветительская деятельность — это тонкая грань и тонкий лёд. Вы помните ту дискуссию, которую родил закон о просветительской деятельности? Правильная, на мой взгляд, инициатива, призванная в том числе решать обозначенную ранее проблему верификации информации. Но столкнулись с тем, что акторов в этой сфере слишком много. Стандартизировать эту сферу по аналогии с образовательной пока не получится", — сказал он.
Ранее Лайф рассказывал, как на просветительском марафоне "Знание" о науке будущего" обсудили новые изобретения учёных и меры поддержки государства. Впервые мультимедийные студии – лектории общества работали параллельно в пяти городах — Вологде, Екатеринбурге, Казани, Сочи и Туле — и объединили более 40 экспертов и молодых учёных.