Почему в США опасаются, что Турция купит у России истребители Су-57
Если контракт на российские машины будет подписан, Турция практически полностью поменяет свой авиационный парк.
Истребитель Су-27. Обложка © ТАСС / Сергей Бобылев
11 апреля стало известно, что Турция может рассмотреть возможность приобретения российских самолётов Су-57, если Конгресс США откажет ей в продаже истребителей F-16. Наши боевые машины относятся к пятому поколению истребителей и по многим параметрам превосходят американских "боевых соколов". По данным издания Milliyet, Анкара запросила у Вашингтона 40 самолётов F-16 Block 70, а также 80 комплектов Block 70 для модернизации уже имеющихся истребителей. Конгресс США может отказать в продаже F-16 Турции, он уже так поступал. Поэтому Анкара морально готова к возможному отказу и уже рассматривает альтернативные варианты. Среди них — закупка российских Су-57, или "Терминаторов", как их за глаза называют в НАТО.
Боевые действия в воздухе
В своё время Турция оформила заказ более чем на 100 самолётов F-35. Но после того, как в 2017 году она же заключила с Россией контракт на покупку четырёх дивизионов С-400 (к 2019 году Россия выполнила свои обязательства), Вашингтон включил заднюю и стал требовать от Эрдогана отказаться от закупок вооружений у России. США не понравилось, что Турция отказалась от наращивания военно-технического сотрудничества с Америкой, и турецкий ВПК был исключён из программы создания истребителя F-35.
Сейчас США готовы продать Турции партию истребителей F-16, чтобы, как было написано в письме Госдепартамента, блюсти "насущные долгосрочные интересы НАТО в плане единства альянса и потенциала, а также интересы США в плане национальной безопасности, экономики и торговли, подкрепляемые соответствующими торговыми связями США и Турции в оборонной сфере".
Истребитель F-16. Фото © Getty Images / Nicolas Economou / NurPhoto
Однако эти истребители постепенно выводят из парка истребительной авиации НАТО последние несколько лет. Первыми, кто начал пересаживаться с F-16 на F-35, стали скандинавские страны. Но сами машины при этом не списывают с боевой службы, а лишь отправляют на хранение в надежде, что они кому-нибудь пригодятся.
Истребитель пятого поколения Су-57
Если сравнивать российский Су-57 и американский F-16 напрямую, то пятое поколение "бьёт" четвёртое по всем параметрам. Российская машина сочетает в себе функции ударного самолёта и истребителя, на ней установлена БРЛС Н036 "Белка" с активной фазированной антенной решёткой и круговым обзором на дальность до 450 километров. На F-16 установлена РЛС AN/APG-68 с максимальной дальностью в 250 километров.
F-16 лишены такого параметра, как "скрытность", который включён в функционал Су-57 за счёт применения поглощающих радиоволны материалов и средств радиоэлектронной борьбы, а также за счёт уникальной формы планера. Самые дальнобойные ракеты РВВ-БД Су-57 может применять на дальности до 300 километров. Ракеты AIM-120 Amraam, установленные на F-16, могут поражать цели на гораздо более скромной дистанции — 120 км.
В отличие от F-16, для которого все средства радиоэлектронной борьбы и разведки — это опция, у Су-57 комплекс "бортового сопровождения полёта" — это стандартная функция. Машина не просто собирает данные о том, какая техника противника находится в непосредственной близости от зоны вылета, но и передаёт эти данные по специальному каналу. Такой же канал данных есть у F-16, но обмен данными происходит только после дополнительной настройки оборудования.
Бывший командир полка ПВО СССР на Дальнем Востоке полковник запаса Иван Есемец отметил, что если Турция выберет Су-57 вместо F-16, то ВВС страны "выиграют в технологиях на три десятилетия вперёд".
Истребитель Су-57. Фото © Getty Images / Leonid Faerberg / SOPA Images / LightRocket
Су-57 — это машина во многом избыточная в плане технологий. Это комплекс вооружений, который может решать совершенно разные задачи — от точечных ударов до применения управляемых бомб и ракет. Это и бомбардировщик, и истребитель в одном самолёте
F-16 против Су-57
Запросив у Вашингтона 40 истребителей F-16 Block 70 и 80 комплектов модернизации Block 70 для уже имеющихся на вооружении Турции F-16, Анкара включила в этот пакет модернизации и доработку двигателя, с помощью которой Турция планирует увеличить дальность полёта собственных F-16. У Су-57 таких проблем нет изначально — боевой радиус машины без подвесных баков составляет 2500 километров, что на тысячу с лишним больше, чем у F-16 с двумя дополнительными баками.
К тому же стоимость F-16 с середины 70-х, когда машина была официально представлена, значительно возросла. Вместо 35–50 млн долларов один полностью боеготовый F-16 может стоить 60 и даже 80 млн долларов. В то время как за экспортный истребитель пятого поколения Су-57, по некоторым данным, Россия может попросить с покупателя всего 50–70 млн долларов.
Российский истребитель Су-27. Фото © ТАСС / Вадим Савицкий
Аналоги и замена истребителю F-16
Если Турция решится на покупку истребителей Су-57, то одна из самых многочисленных армий НАТО получит на вооружение комплекс, равных которому по характеристикам будет немного. В сочетании с системой ПВО С-400 Су-57 сможет стать "дальней рукой" ВВС Турции, а воздушное пространство страны будет надёжно защищено. F-16 будет эффективно работать лишь в связке с более современными системами подсвета и наведения, а для этого после покупки самолётов придётся дозаказать у США и комплексы противовоздушной обороны, заплатив ещё примерно 250–300 млн долларов.
Истребитель F-16. Фото © Getty Images / George Wilson Foto / DeFodi images
Запрошенные у США 40 истребителей F-16 Block 70 и 80 можно легко заменить двумя десятками Су-57. Если тяжёлые двухдвигательные машины, построенные по программе ПАК ФА, покажутся избыточными, то есть вариант попроще — Су-75 Checkmate. Его как раз и проектировали для того, чтобы исключить возможность компромисса, получая всё и сразу. Его характеристики чуть скромнее, чем у Су-57, но и стоимость ощутимо ниже. За машины этой модели российские производители на зарубежных рынках попросят примерно 25–30 млн долларов. Даже если окончательная цена "Чекмейта" будет вдвое выше, он всё равно может оказаться выгоднее и удобнее в эксплуатации, чем F-16.
Единственная проблема в сложившейся ситуации состоит в том, что выбор истребителя — это вопрос сугубо политический и никак не связанный с экономикой и технологиями. Если бы турки могли выбирать, опираясь только на собственные запросы, то контракт на покупку российских машин давно был бы заключён. Если так и произойдёт, партнёры по НАТО могут "пересмотреть отношения с Анкарой" в рамках альянса, а на такой риск руководство страны может и не пойти. Для США покупка Анкарой российских истребителей — наихудший вариант развития событий, который фактически исключит дальнейшее сотрудничество в сфере оборонных технологий и лишит американские компании колоссального объёма прибыли.
Какой истребитель выберет Турция?