Почему Super Heavy Илона Маска может стать неприятным сюрпризом для России
Первый полёт ракеты может состояться уже в мае. Если всё пойдёт по плану, мировой рынок пусковых услуг ждёт настоящая революция.
Фото © Flickr / Official SpaceX Photos
Если Super Heavy полетит, Илон Маск купит не только Coca-Cola
В конце апреля Илон Маск поделился свежими снимками двигателей Raptor-2, которые вскоре займут своё место на уникальном сооружении — ракете Super Heavy и корабле Starship. Первый орбитальный полёт сопряжён с большим риском: двигатели Raptor-2 показывают неплохие результаты по давлению и тяге, но о полностью исправной и готовой к полёту конструкции речь ещё не идёт.
Однако планы у SpaceX наполеоновские — ракета, по некоторым данным, может в перспективе полностью заменить два самых известных носителя компании. Нельзя сказать, что Falcon 9 и Falcon Heavy оказались плохими, просто Илон Маск бизнесмен и его задача — зарабатывать деньги. Falcon 9 и более крупная Falcon Heavy оказались неплохи для своего времени, за почти десять лет эксплуатации этих ракет стало ясно, что производить их дороговато.
Затраты на разработку ракеты составили примерно 450 млн долларов, а производство каждой обходится компании примерно в 35–40 млн долларов. С учётом того что SpaceX продают некоторые запуски по 60–85 млн долларов, получается неплохая прибыль, а с доведением количества пусков до трёх в неделю Илон Маск может озолотиться и вполне позволит себе ещё один Twitter или Coca-Cola. Но не всё так просто.
Что такое ракета Super Heavy
Starship and Super Heavy Stack. Фото © Flickr / Official SpaceX Photos
Чтобы понять, зачем Илону Маску понадобилось создавать и строить огромную ракету высотой в 120 метров, нужно чуть глубже изучить её характеристики. В 2019 году Илон Маск объяснил, почему ракету решили строить не из современных материалов — сплавов или углеродного волокна, а из нержавеющей стали. По словам миллиардера, основная причина в том, что так проще. Её можно было бы построить по классическому технологическому циклу, но разработка ракеты заняла бы целую вечность, а SpaceX нужно первенство в космических программах, поэтому пришлось рисковать.
Но простота не единственная причина, по которой в качестве материала была выбрана сталь. Этот материал позволяет значительно удешевить производственный цикл ракеты. В итоге себестоимость Super Heavy и StarShip упала настолько, что стоимость пусков для внешних заказчиков могут ограничить отметкой в 25–30 млн долларов, что вдвое ниже показателей у самой популярной и дешёвой ракеты современности — российского "Союза". В теории (об этом пока есть лишь заявления отдельных специалистов) при поточном производстве стоимость запуска Super Heavy может быть снижена до психологической отметки в десять миллионов долларов, что фактически обрушит весь рынок пусковых услуг.
Конкуренты Super Heavy
Ariane-5. Фото © Getty Images / Bill Ingalls / NASA
Фактически в современном мире их осталось два. Точнее, полтора. Первый — европейская ракета-носитель Ariane-5. Её разработка длилась почти десять лет и стоила семь миллиардов долларов, а каждый пуск обходится в чудовищные 180 млн долларов. При этом сама тяжёлая ракета имеет только одноразовую модификацию и выводит на низкую опорную орбиту всего 18 тонн полезной нагрузки, что на четыре тонны меньше, чем у Falcon 9 в такой же версии.
Ещё один космический долгострой — семейство российских ракет-носителей "Ангара", которые разрабатываются с начала 90-х годов. Пока что "Ангара" используется только военными — за 20 лет проведено только четыре запуска, и о коммерческих перспективах ракеты говорить пока рано. Напрямую эксперты в области космонавтики не любят сравнивать эти ракеты, утверждая, что "Ангара" изначально вовсе и не разрабатывалась под коммерческие запуски и что "в США разрабатывают ракеты точно так же". Но если бы завтра у дверей "Роскосмоса" стоял зарубежный заказчик с требованием немедленно построить ракету и чемоданом денег, то цифра была бы известна — примерно 100 млн долларов за пуск. Проблема в том, что скоро могут сложиться условия, при которых получить эти деньги от внешних заказчиков будет проблематично.
Starship ещё не летал, но уже считается победителем
Честно конкурировать с российскими ракетами американская космонавтика не может примерно десять лет. Для того чтобы заставить потенциальных заказчиков на российские пуски выбрать другую сторону, придумали санкции. В итоге поток клиентов SpaceX увеличился кратно, а все деньги, заработанные компанией, остались внутри страны и не достались ни европейским, ни российским операторам пусковых услуг. С появлением StarShip ситуация может усугубиться ещё сильнее: верхний предел для запусков Super Heavy / Starship приблизительно определяется отметкой в 40 млн долларов за пуск, а для российского "Союза" предельно низкой ценой запуска является сумма в 30 млн долларов.
Сравнение ракет Super Heavy / Starship и "Ангара". Инфографика © LIFE
Для "Ангары" аналогичный показатель не рассчитан, однако, если учесть, что ракета проектировалась как семейство носителей из пяти модификаций, может случиться так, что нечто среднее по грузоподъёмности между "Союзом" и Falcon 9 всё-таки получится построить.
"Ангара" против StarShip
Основная задача при создании StarShip на данном этапе состоит в том, чтобы сделать конструкцию безопасной и выйти на расчётные параметры работы. Если SpaceX добьются успеха в этом направлении, то компания Илона Маска получит в своё распоряжение ракету, равной которой не было в современной истории. Кстати, идея создания универсальной суперракеты, которая подойдёт для крупных проектов, изначально была придумана Сергеем Королёвым, которого Маск уважает и благодарит за увлечение космонавтикой. "Королёвская семёрка" и StarShip похожи по своей концепции, но ракета Илона Маска нужна не только для выполнения госпрограммы вооружений США, но и в перспективе заработает ему немалые деньги.
Главная целевая нагрузка ракеты, вполне вероятно, не будет военной. У SpaceX подрастает орбитальная спутниковая группировка Starlink, которая, конечно, может использоваться как боевая система управления, но эта опция не единственная. Создание Super Heavy позволит американской компании выводить в космос гораздо больше спутников, чем сейчас. В головном обтекателе Falcon 9 сейчас можно разместить всего 49 мини-спутников, а в StarShip может поместиться несколько сотен.
Отказ от использования стартовых комплексов в Калифорнии и на мысе Канаверал позволит SpaceX сэкономить ещё несколько десятков миллионов долларов в год, и в конечном счёте "скороварка" (так прозвали StarShip за характерный металлический блеск) будет приносить деньги компании с минимальными издержками. Успеют ли составить конкуренцию Илону Маску другие компании — большой вопрос. Из крупных, серьёзных игроков на рынке пусковых услуг остаётся только Россия, поскольку ЕС может в обозримом будущем лишиться своей основной ракеты Ariane-5 из-за дороговизны.
Сможет ли "Ангара" соперничать с ракетой Super Heavy?