Определился вектор движения цен на топливном рынке: Сколько будет стоить бензин в июне
На топливном рынке наметилось несколько новых тенденций. При этом во многих регионах бензин продолжает дешеветь. Какие изменения на АЗС ожидаются в июне и сколько будет стоить топливо на заправках?
Фото © Shutterstock
По данным Росстата, средние потребительские цены на бензин с 9 по 15 мая 2022 года снизились на одну копейку и составили 50,71 рубля за литр. В некоторых регионах было более значимое падение — до 2,4%. АИ-92 стоил в среднем по стране 47,32 рубля за литр, АИ-95 — 51,39.
Стоимость АИ-98 осталась прежней — 60,2 рубля за литр. А вот дизель на одну копейку подорожал. Его стоимость составила в среднем по стране 54,5 рубля за литр.
При этом объём производства бензина за неделю вырос на 0,7% — до 796,2 тысячи тонн. Производство дизеля увеличилось на 1% и составило 1,519 миллиона тонн.
По данным Росстата, средняя розничная цена на бензин в России снижается второй месяц подряд. В частности, средняя цена на бензин в апреле 2022 года упала на 0,2% по сравнению с месяцем ранее. А в марте стоимость бензина упала на 0,15% к февралю. Что касается дизельного топлива, то в среднем цены на розничных АЗС опустились на 0,5% за апрель, как и месяцем ранее. На эти цифры обратил внимание финансовый аналитик группы компаний CMS Владимир Сагалаев.
Он отметил, что производство нефтепродуктов в стране — как бензина, так и дизеля — на данный момент избыточное. Это вызвано тем, что крупные нефтеперерабатывающие компании сократили свои поставки за рубеж на фоне санкций. Экспортные поставки затруднительны, а местами в принципе невозможны, в хранилищах образуется профицит излишней продукции. Эти объёмы сейчас насыщают внутренний рынок, что создаёт повышенное предложение и давление на оптовую цену. А дальше включаются рыночные механизмы, которые приводят к снижению оптовых цен и, как следствие, розничных.
Однако, пояснил аналитик, розничные сети компаний не торопятся снижать цены как на бензин, так и на дизель внутри страны. Это вызвано тем, что в цену продукции входят не только оптовые затраты на покупку. Нужно учитывать затраты на транспортировку, мировые цены на энергоносители, цены на комплектующие, оборудование и запчасти, зарплату персонала, инфляционные издержки. И если эти составляющие растут, то и цена реализации может не снижаться. Она может даже вырасти.
— Что касается цен на бензин и дизель на АЗС в июне 2022 года, а также в среднесрочной перспективе, то они сильно расти не будут, а в каких-то регионах даже снизятся. Однако значимого снижения цен для потребителей не будет, равно как и не будет активного роста. Хотя казалось бы, что с точки зрения логики и здравого смысла из-за повышения глобальных цен на энергоносители, нарушения цепочек поставок и высоких темпов инфляции они должны повышаться. Но этого не произойдёт благодаря выработанным антикризисным рыночным механизмам, профициту на внутреннем рынке России и, как следствие, повышенному предложению. Всё это позволит сдержать рост цен в пределах ниже инфляции, — рассказал Владимир Сагалаев.
С 2009 года цена на бензин марки АИ-95 растёт в год на 8–9%. На начало года АИ-95 стоил 49,50 рубля. Значит, в конце года будет стоить примерно 54 рубля. Такой прогноз сделал финансовый аналитик компании BitRiver Владислав Антонов.
Он считает, что если в России хранилища начнут заполняться нефтью из-за снижения экспорта (эмбарго), то в этом случае придётся увеличивать переработку. Тогда правительство может пойти на снижение цен на бензин и дизель.
В целом же, по мнению аналитика, в России снижение цен на топливо — это временное явление. В розничной стоимости бензина большую часть занимают НДС и акцизы. Акцизы увеличиваются ежегодно. Также в цену включаются стоимость переработанной нефти, коммерческие, транспортные и производственные расходы нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и АЗС, зарплата, техника, обслуживание, доставка товара до АЗС.
— Топливо — это как хлеб. Ежедневный спрос на него высокий. Оно нужно во всех отраслях российской экономики. В условиях санкций правительство не станет сокращать акцизы. С учётом высоких цен на нефть и роста инфляции не стоит ожидать падения цен на бензин, — пояснил Владислав Антонов.
Российский топливный рынок оказался во власти дефляционных факторов, среди которых есть место и сезонности, и удивительно крепкому рублю, и антироссийским санкциям, и влиянию государственных мер регулирования на внутреннюю конъюнктуру. Так оценил обстановку главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман.
— Взять, к примеру, курс рубля. В начале марта этого года падение российской валюты достигало 50%, и в это же самое время рост цен на нефть достигал 69% с начала 2022 года. В обычной ситуации такое изменение параметров приводило к резкому росту цен на топливо не только в России, но и в мире. Логика тут была примерно следующая. Падение рубля и рост цен на нефть взвинчивали экспортные цены (нетбэк). Российские компании наращивали поставки за рубеж, это приводило к сокращению предложения топлива внутри страны и, как следствие, к росту оптовых топливных цен (биржевых). Повышение оптовых цен в свою очередь сжимало маржу АЗС, и они повышали розничные цены на топливо, — рассказал Марк Гойхман.
Но в нынешней ситуации резкий рост нетбэка в России, который произошёл в феврале–марте этого года (40–50% на СПбМТСБ в зависимости от топлива), сопровождался ограничениями и санкциями на экспорт нефти и нефтепродуктов, которые на фоне сезонного наращивания производства топлива в России к весеннему периоду привели к избытку предложения на внутреннем рынке.
Таким образом, оптовые цены на топливо внутри России вместо того, чтобы в феврале–марте 2022 года начать рост вслед за экспортными ценами (нетбэком), начали снижаться, расширяя маржу АЗС и создавая возможности для снижения розничных цен на топливо.
Процесс снижения оптовых цен усилился на фоне укрепления рубля, которое к текущему моменту уже достигло 22% с начала 2022 года. Сказался и некоторый откат цен на рынке энергоносителей, и модификация параметров демпферного механизма в пользу большей компенсации топливным компаниям.
— В итоге увеличение нетбэка сократилось с 40–50% в феврале–марте до 10% по состоянию на 19 мая. А оптовые топливные цены внутри России из-за избытка предложения с начала 2022 года либо остались почти неизменными, как по дизельному топливу, либо снизились на 15–20%, как по бензину, либо обвалились в несколько раз, как по сжиженным углеводородным газам (СУГ). Логичным в этой ситуации будет вопрос о том, почему не произошло аналогичного снижения розничных цен на топливо в России, — рассказал Марк Гойхман.
Устойчивость дефляционной конструкции российского топливного рынка вызывает у экспертов очень много сомнений. Во-первых, это связанно с высокой вероятностью новой волны ослабления рубля во второй половине 2022 года, которая будет подталкивать цены на топливо вверх. Во-вторых, очень сложно спрогнозировать продолжительность сохранения избытка топлива на внутреннем рынке. Ведь, если избыток исчезнет, оптовые цены могут быстро восстановить часть образовавшегося разрыва с ценой нетбэка (нетбэк на СПбМТСБ превышает оптовые цены на 139% для бензина, на 37% для дизтоплива и на 218% для СУГ).
Исходя из этого Марк Гойхман делает вывод, что во второй половине 2022 года оптовые цены на топливо в России практически не имеют потенциала для снижения. Зато имеют существенный запас для роста, который в случае реализации прогнозов о значительном снижении курса рубля и сокращения избытка предложения на внутреннем рынке может резко сжать маржу АЗС и подтолкнуть их к повышению розничных цен.
— Естественно, этот процесс не будет быстрым и до середины июня розничные цены на топливо в России вряд ли изменятся. Что касается всего 2022 года, то разумным ориентиром по росту розничных цен на топливо можно считать общий уровень годовой инфляции в России. Прогноз Минэкономразвития России на 2022 год говорит о годовой инфляции в 17,5%, но есть высокая вероятность, что итоговый показатель окажется ниже, около 12–14%, — считает Марк Гойхман.