65 лет на скорости: 7 фактов об уникальном советском катере на подводных крыльях "Ракета"
Этот катер позволил развить речной туризм в СССР, а проект из-за его популярности несколько раз пытались перекупить и украсть зарубежные компании.
Судно на подводных крыльях "Ракета Гринвич" возле Тауэрского моста через Темзу в Лондоне, Великобритания, 14 мая 1974 г. Фото © Getty Images / Evening Standard / Hulton Archive
Абсолютный чемпион
Конструкторы и судостроители первого пассажирского теплохода на подводных крыльях "Ракета-1" на площади перед экспериментальным цехом завода "Красное Сормово". Июнь,1957 год. Фото © Музей речного флота / nn.ru
Свой первый рейс в составе Волжского объединённого речного пароходства "Ракета-1" совершила 25 августа 1957 года. Для первой поездки выбрали 420-километровый маршрут от Горького (Нижнего Новгорода) до Казани, который "Ракета" прошла за рекордные семь часов. Средняя скорость при этом составляла 60 км/ч, что в два–три раза быстрее любого речного судна, существовавшего на тот момент. На некоторых участках катер разгоняли быстрее — до 70 км/ч.
Звёзды за штурвалом и заслуженное золото
Капитан "Ракеты" Герой Советского Союза Михаил Девятаев. Фото © Национальная оборона
На одном из испытаний "Ракеты" в качестве гостя присутствовал конструктор космической техники Сергей Королёв. Несколько раз ходовые испытания выполнял Герой Советского Союза лётчик Михаил Девятаев, известный на весь мир тем, что в годы ВОВ смог сбежать из немецкого плена, угнав вражеский бомбардировщик. Девятаев и Королёв по достоинству оценили машину. Оценили её и западные коллеги. "Ракета" получила золотую медаль на выставке в Брюсселе за выдающуюся скорость и мореходные качества.
Подводные крылья — ноу-хау
"Ракета-1". Цех опытного производства ЦКБ. Фото © Из собрания Алексея Бердникова / fleetphoto.ru
Главная изюминка "Ракеты" — подводные крылья. Их разработал инженер-конструктор Ростислав Алексеев, ещё в 1941 году написавший диссертацию "Глиссер на подводных крыльях". Конструкция подводных крыльев оказалась в техническом отношении более сложной, чем конструкция авиакрыла. Судно, построенное по такому принципу, оснащалось носовым и кормовым крыльями, которые крепятся к корпусу разборными стойками. Так называемое фланцевое (фланец — стальной диск или стальное кольцо со сквозным центральным отверстием для прохождения внутреннего потока среды. — Прим. Лайфа) соединение стоек допускает использование клиньев для изменения угла атаки крыла. За счёт этого "Ракета" умела "взлетать" над поверхностью воды как истребитель. Интересно, что первоначально ноу-хау предназначалось для боевых катеров, но в 50-х годах прошлого столетия оно нашло применение в гражданском речном транспорте.
Очень мощный двигатель
Фото © Национальная оборона
Впечатляла и мощность "Ракеты", в полной мере раскрывавшая смысл названия. Силовая установка крылатого судна строилась на базе 12-цилиндровых V-образных дизелей М50-6 мощностью 1000 л.с. с 1700 оборотами в минуту. Впоследствии на "Ракету" стали устанавливать двигатели М50Ф-3 мощностью 1200 л.с. с 1850 оборотами в минуту. Вспомогательные системы комплектовались ещё одним дизелем — 2Ч8 мощностью в 10 л.с. при 1500 оборотах в минуту. В результате судно могло выходить на пиковую мощность и максимальную скорость за несколько секунд.
Система охлаждения
При таких мощностях "Ракета" не перегревалась благодаря охлаждению выхлопной системы с помощью речной воды. Выхлопные трубопроводы располагались с двух сторон, была предусмотрена возможность переключения выхлопов. Это делалось во избежание задымления причала. Эта особенность стала одной из ключевых, за что "Ракету" активно покупали западные страны.
Первый во всём
Теплоход на подводных крыльях "Буревестник". Фото © ТАСС / Брюханенко Эдгар
Пассажирский теплоход на подводных крыльях "Метеор". Фото © Фотохроника ТАСС / Юрия Белинского
Пассажирский теплоход "Комета" на подводных крыльях в порту города перед морской прогулкой. Фото © ТАСС / Семён Майстерман
"Ракета" стала пионером среди советских крылатых судов. После неё в 1964 году появились "Буревестник" и "Чайка", способные разгоняться до скорости в 90 км/ч и выше, "Метеор" — со скоростью 75–77 км/ч и "Комета" — со скоростью в 55–57 км/ч, а также катер "Вихрь" — со скоростью 50 км/ч. Даже после того, как это судно сняли с эксплуатации, "Ракету" не пустили на металлолом, а стали использовать образцы для украшения парков, пирсов и набережных. Все уникальные катеры, созданные после "Ракеты", были разработаны в одном и том же отделе — "Судна на подводных крыльях" — (СПК) при заводе "Красное Сормово", куда в 1942 году и был принят на работу создатель машин, конструктор Ростислав Алексеев.
Речные круизы не только по Волге
Её Величество королева Великобритании Елизавета II выходит из "Ракеты" после прогулки по Темзе. Фото © Национальная оборона
Через несколько лет после начала серийного производства появилась более скоростная версия речного катера. При мощности двигателя в одну тысячу лошадиных сил новая модификация "Ракеты" получила увеличенные топливные баки. Это решение позволило расширить географию применения: теперь катер мог проходить не 400, а 600 и даже 650 километров по рекам на полных баках.
Преемники "Ракеты"
"ВАЛДАЙ 45Р". Фото © АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева"
В день 65-летия "Ракеты" в Нижнем Новгороде была открыта тематическая выставка, посвящённая экспериментальному судну, и в центре внимания оказались сотрудники ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева. Они, как и их предшественники, занимаются разработкой таких машин.
На сегодняшний день в ЦКБ разработано свыше 70 проектов, построено порядка четырёх тысяч судов, из которых 1,5 тысячи куплены зарубежными компаниями и частными клиентами. В 2018 году было введено в эксплуатацию судно "Валдай". У него обширная география использования: два катера работают в Якутии, столько же — в Ханты-Мансийске и Самаре, три — в Чувашской Республике. Также пять судов "Валдай" перевозят пассажиров в Нижегородской области.