Какие западные компании зарабатывают в России миллиарды на детском питании
В России половина всех младенцев находятся на искусственном либо смешанном вскармливании. Их родителям приходится покупать молочные смеси, которые в последнее время резко подорожали. Кому российские дети приносят сверхдоходы?
Кто богатеет на подорожавших смесях для российских малышей. Обложка © ТАСС / Александр Рюмин
Почему подорожали заменители грудного молока
Молочные сухие смеси для малышей подорожали на 17% в 2022 году и продолжили дорожать в 2023-м. Три месяца назад компания Nestle — определяющий игрок российского рынка заменителей грудного молока — сообщила о повышении их стоимости ещё на 10%. По сравнению с зимой 2022 года дешёвые смеси подорожали на 20–30%, а премиальные специализированные — на 50–60%.
— По детским молочным смесям на российском рынке есть проблемы. Это в основном импортный продукт, рост цен здесь зависит от международной конъюнктуры, — констатировал директор Центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко.
По его словам, даже отечественные производители критически зависимы от поставок из-за рубежа. Детскую молочку не изготовить без сыворотки высокой степени деминерализации, а она на 90% импортируется. Власти пытаются изменить ситуацию. Важный ингредиент уже начали делать на агрофермах в Воронеже и Новосибирске.
По сравнению с зимой 2022 года дешёвые смеси подорожали на 20–30%, а премиальные специализированные — на 50–60%. Фото © ТАСС / Александр Рюмин
Сейчас, судя по маркетплейсам, самыми популярными брендами заменителей грудного молока в России являются Nestogen, Nan, "Малютка", Nutrilon, Pediasure, Similac, "Нэнни" и Nutrilak. Почти за всеми стоят зарубежные производители, их выручка оседает в недружественных странах, часть денег может доходить до Украины в виде пожертвований от корпораций.
Danone сухие смеси не отдаст
В начале года деловая пресса сообщала, что французская фирма Danone продаст 75% активов в России, но с возможностью обратного выкупа и сохранением мест в совете директоров. Отдельно оговаривалось, что в любом случае молочный гигант сохраняет за собой весь сегмент детского питания, включая сухие смеси. Речь идёт о подмосковном заводе "Истра-Нутриция" и брендах "Малыш", "Малютка" и Nutrilon, которые управляются через два юрлица с суммарными доходами 20 млрд рублей грязными и 2 млрд чистыми за прошлый год.
АО "Детское питание "Истра-Нутриция" (принадлежит нидерландской "дочке" Danone) отвечает за производство. Этой весной гендиректором стала Татьяна Семина, по образованию филолог, в молочной корпорации трудится с конца девяностых, ранее ей доверяли только маркетинг.
ООО "Нутриция" (подконтрольное напрямую Danon) делает продажи заводу. Руководителем работает экспат из Голландии Чарли Каппетти. Он служил в королевских ВМС, стажировался в Mars, работал в египетском и индонезийском подразделениях Procter & Gamble.
Завод "Истра-Нутриция". Фото © ТАСС / Станислав Красильников
Куда отправляет деньги "Нестле Россия"
Швейцарская корпорация Nestle слишком уж откровенно не прекратила работу в нашей стране, из-за чего удостоилась занесения в украинский список "международных спонсоров войны". Позицию швейцарцев легко понять: подразделение "Нестле Россия" получило выручку 190 млрд рублей и чистую прибыль 7 млрд в 2021 году, показатели за 2022-й не раскрывались.
Правами на марки молочных смесей Nan и Nestogen (производятся в Вологодской области) владеет швейцарское юрлицо корпорации — "Сосьете де продюи Нестле". Туда идут отчисления.
"Нестле Россия", которая занимается непосредственно производством и торговлей, возглавляет Денис Войтюк, до него кресло босса российского филиала дюжину лет занимали иностранцы. Войтюк в корпорации с 2005 года, начинал продажником.
Завод "Нестле Россия" в Вологодской области. Фото © ТАСС / Михаил Джапаридзе
Как Abbott помогает Украине
Маленькие россияне любят марки Pediasure и Similac, принадлежащие американской биг фарме — корпорации Abbott, которая жертвует миллионы долларов Украине. Её российское подразделение "Эбботт лэбораториз" производит детские смеси в подмосковной деревне Лешково, выручка за 2020 год составила 50 млрд рублей, чистая прибыль — 4 млрд.
Через месяц после начала специальной военной операции "Эбботт лэбораториз" попало в скандал. Медицинский портал Vademecum опубликовал расшифровку записи внутреннего совещания компании.
— Нам не нужно сейчас лишнего пиара. Мы как никогда будем бойцами невидимого фронта. То есть чем меньше шума привлекает наше общение с клиентами, тем лучше. Это понятно? — сказал кто-то из руководителей российского офиса.
"Эбботт лэбораториз" с 2020 года руководит Инна Бакуленко. Она отучилась в Пироговке, с девяностых работает менеджером в крупных западных фармацевтических компаниях. Период с 2008 по 2017 год провела в украинском подразделении Pfizer.
Молочная смесь Abbott Similac от "Эбботт лэбораториз". Фото © Shutterstock
Российские производители детского питания
Среди наших выделяется подмосковный производитель линейки Nutrilak группа компаний "Инфаприм" с выручкой 11 миллиардов рублей и чистой прибылью чуть более полумиллиарда. Совладельцем бизнеса считался бывший сенатор Совфеда и экс-депутат Госдумы Алексей Лысяков. В этом качестве он давал интервью в 2018 году. Согласно базе данных СПАРК, сейчас у Лысякова связей с "Инфапримом" не прослеживается. Возможно, потому что он третий год проходит процедуру личного банкротства, дело уже в статусе "реализация имущества".
Подмосковный производитель линейки Nutrilak группа компаний "Инфаприм" с выручкой 11 миллиардов рублей и чистой прибылью чуть более полумиллиарда. Фото © ТАСС / Александр Рюмин
Показательна ситуация с отечественной компанией "Бибиколь". Она получила летом 2022 года исключительную лицензию на производство молочной смеси из козьего молока под маркой "Нэнни". Роялти придётся выплачивать новозеландской ДГК "Витакэа ЮК Лтд".