В Кибердоме эксперты обсудили, как повысить цифровую грамотность россиян
15 ноября на площадке специалистов по кибербезопасности «Кибердом» состоялся круглый стол на тему «Синергия государства, медиа и общества в повышении уровня цифровой грамотности в России».
Мероприятие собрало экспертов, представителей государственных структур, медиакомпаний и образовательных учреждений для обсуждения актуальных вопросов, касающихся цифровых компетенций и критического мышления в современном обществе. Эксперты обсудили, как такие акции, как «Цифровой диктант», повышают цифровую грамотность пользователей и что ещё нужно для того, чтобы сделать Интернет безопаснее. Модератором выступила Екатерина Дёмкина, исполнительный директор РАЭК.
Врио директора департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры России Евгений Хасин выступил с приветственным словом. Он отметил, что в этом году в акции «Цифровой диктант» приняли участие все регионы нашей страны. Например, более 1200 омичей собрались на территории спортивного комплекса «Красная звезда», чтобы одновременно пройти тестирование. Республика Карелия, ХМАО – Югра, Кемеровская область – Кузбасс, Калининградская и Нижегородская области и другие регионы организовали офлайн-точки, где можно было пройти испытание.
Участники круглого стола обсудили важность создания единой стратегии, направленной на развитие цифровой грамотности и критического мышления у различных возрастных групп.
«Современная проблема не столько в цифровой грамотности, сколько в недостатке критического мышления. Как ребёнок, так и взрослый порой не осознают, в каких случаях им следует дополнительно проанализировать информацию, найденную в Интернете. Важно развивать способность к критическому восприятию, чтобы эффективно ориентироваться в цифровой среде. Этому, среди прочего, может способствовать распространение обучающего контента в социальных сетях», — отметил директор по правовым вопросам и взаимодействию с органами государственной власти социальной сети Likee в России и СНГ, приглашённый преподаватель факультета права НИУ ВШЭ Данил Дрозд.
О проблеме верификации информации заявила и Анна Иванова, директор департамента контента и технологий Rambler&Co, исполнительный директор портала «Рамблер»:
«Мы живём в такое время, где дети уже буквально рождаются со смартфонами и готовы круглосуточно взаимодействовать с миром с помощью голосовых помощников. Но у современных детей нет культуры верификации информации — они всё полученное из Сети принимают на веру. Поэтому стоит задуматься о внесении изменений в образование. Например, внедрить комплексную систему, которая определит подход страны к тому, как ребёнок должен воспринимать Интернет и взаимодействовать с ним».
Спикеры единогласно сошлись во мнении, что для успешной интеграции цифровых технологий в повседневную жизнь необходимо не только обучать население использованию гаджетов, но и формировать у граждан способность к анализу информации, что особенно важно в эпоху активного распространения фейковых новостей и дезинформации.
Особое внимание было уделено тому, что наиболее уязвимой группой в этом плане является молодёжь в возрасте 18–25 лет. Хотя эта аудитория обладает высоким уровнем доверия к гаджетам и развитыми цифровыми компетенциями, духовно-нравственное воспитание у них зачастую оказывается на низком уровне. Это создаёт риски для их критического восприятия информации и формирования устойчивого мировоззрения.
«Цифровая грамотность невозможна без духовно-нравственного аспекта», — подытожила диджитал-директор радио «Вера» Анастасия Лобада.
В рамках круглого стола участники поделились успешными кейсами работы с различными аудиториями, включая молодёжь и пожилых людей. О том, как онлайн-площадки развивают безопасную среду, рассказала директор по доверию и безопасности «Авито» Наталья Юматова:
«Специфика нашей площадки в том, что каждый день у нас совершается огромное количество сделок, и в основе каждой из них лежит прямое общение между людьми. Поэтому вопрос обеспечения безопасности стоит для нас на первом месте. Мы инвестируем не только в развитие технологий защиты сделок, но и в образовательные мероприятия, и у нас уже есть хороший прогресс в этом направлении. Моя мечта — чтобы через такие проекты мы смогли донести знания и до детей, и до их родителей, бабушек и дедушек. Чтобы люди всех возрастов могли чувствовать себя в Интернете уверенно и спокойно».
Однако вклада только ИТ-компаний недостаточно — важно, чтобы пользователи знали обо всех сервисах и инструментах.
«Технологические компании вкладывают значительные ресурсы в защиту пользователей, но для того, чтобы эти инструменты были эффективны, люди должны знать о них. Для меня «Цифровой диктант» — это про то, как индивидуально оценить уровень грамотности каждого. У любого участника цифровой экономики есть множество продуктов, которыми важно уметь пользоваться. «Цифровой диктант» — это отличный инструмент для проверки цифровых навыков», — отметил директор по антифроду «Билайна» Пётр Алферов.
Круглый стол стал важной платформой для диалога между различными секторами общества, что позволит выработать комплексные подходы к решению вопросов цифрового неравенства и повысить уровень грамотности в России. Участники договорились о дальнейшем сотрудничестве и разработке конкретных инициатив, направленных на обучение и поддержку граждан всех возрастов в условиях стремительного развития цифровых технологий.
Ранее Life.ru рассказывал, что в России создали проект, который сможет организовать цифровое сознание. Учёные работали над ним более 10 лет. Развитие цифровых двойников может совершить настоящую революцию в здравоохранении.
Предоставлено Life.ru