Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 апреля, 16:10
7755

Прежний автобренд — как старая любовь: эксперты рассказали, верить в возвращение или искать замену

В последние месяцы появляется всё больше сообщений, что европейские, японские и корейские автопроизводители, ушедшие из России после 2022 года, якобы готовятся к возвращению.

Обложка © Shutterstock / FOTODOM / wedmoments.stock

Обложка © Shutterstock / FOTODOM / wedmoments.stock

СМИ тиражируют слухи о переговорах с дилерами, обсуждаются сроки и даже «очередь на возвращение». Но действительно ли автогиганты спешат обратно? И если да, то насколько реальны такие планы в обозримом будущем?

Ушли не навсегда?

Первое, что стоит понимать: большинство автоконцернов, покинувших российский рынок, официально приостановили деятельность, а не ликвидировали её полностью. Это создаёт основу для надежд на возвращение. Однако «приостановка» не означает, что заводы стоят в режиме ожидания кнопки «включить».

Важно понимать, что возвращение даже одного бренда требует:

  • пересмотра стратегии компании на глобальном уровне;
  • восстановления производственных или логистических цепочек;
  • юридического пересмотра договоров, контрактов и сертификаций;
  • создания заново или поиска нового партнёра-дистрибьютора;
  • налаживания сервиса, поставок запчастей, обучения персонала.

Это сложный и дорогостоящий процесс, который нельзя реализовать «за один день», каким бы сильным ни было желание компаний. По нашей информации, на недавнем выезде одного из японских автопроизводителей про конкретные сроки возвращения в Россию речи не было, хотя у компаний Страны восходящего солнца очень развито долгосрочное планирование — на мероприятии обсуждалась стратегия на 2028 год, но не «приземление» в РФ.

Хочу подчеркнуть, что сейчас, на мой взгляд, нет предпосылок для возврата ушедших автопроизводителей в РФ в том формате, в каком они присутствовали на нашем рынке до 2022 года. Гипотетически возвращение могут рассматривать те марки, у которых до сих пор сохранились лояльность клиентов, спрос на рынке и конкурентный потенциал. Не буду их называть, чтобы никого не вводить в заблуждение, они есть в статистике продаж. Условия у каждого бренда будут свои. Маловероятно, что будут возвращаться бюджетные модели, недорогие седаны и кроссоверы, как было раньше. Эти сегменты уже заняты локальными производителями и китайскими импортёрами. Скорее всего, будут возвраты в сегменте средних и больших кроссоверов и седанов (D+ и далее) ценой выше 6 млн. За счёт повышения утильсбора локальные производители получат существенное преимущество, что позволит им как минимум сохранить свою долю рынка. Поэтому любой гипотетический возврат массовой ранее марки должен учитывать и репутационные риски. Маловероятно, что потребитель согласится переплачивать за ностальгию 30% (разница в утильсборе). Всё будет зависеть от ценообразования. С одной стороны, потребитель может получить условное право выбора, но значительно дороже. С другой стороны, существующие игроки могут поднять цены, если увидят большую разницу в стоимости. Маловероятно, что это может привести к снижению цен.

Андрей Терлюкевич

Генеральный директор ГК Автоспеццентр

Хочу подчеркнуть, что сейчас, на мой взгляд, нет предпосылок для возврата ушедших автопроизводителей в РФ в том формате, в каком они присутствовали на нашем рынке до 2022 года. Гипотетически возвращение могут рассматривать те марки, у которых до сих пор сохранились лояльность клиентов, спрос на рынке и конкурентный потенциал. Не буду их называть, чтобы никого не вводить в заблуждение, они есть в статистике продаж. Условия у каждого бренда будут свои. Маловероятно, что будут возвращаться бюджетные модели, недорогие седаны и кроссоверы, как было раньше. Эти сегменты уже заняты локальными производителями и китайскими импортёрами. Скорее всего, будут возвраты в сегменте средних и больших кроссоверов и седанов (D+ и далее) ценой выше 6 млн. За счёт повышения утильсбора локальные производители получат существенное преимущество, что позволит им как минимум сохранить свою долю рынка. Поэтому любой гипотетический возврат массовой ранее марки должен учитывать и репутационные риски. Маловероятно, что потребитель согласится переплачивать за ностальгию 30% (разница в утильсборе). Всё будет зависеть от ценообразования. С одной стороны, потребитель может получить условное право выбора, но значительно дороже. С другой стороны, существующие игроки могут поднять цены, если увидят большую разницу в стоимости. Маловероятно, что это может привести к снижению цен.
Хочу подчеркнуть, что сейчас, на мой взгляд, нет предпосылок для возврата ушедших автопроизводителей в РФ в том формате, в каком они присутствовали на нашем рынке до 2022 года. Гипотетически возвращение могут рассматривать те марки, у которых до сих пор сохранились лояльность клиентов, спрос на рынке и конкурентный потенциал. Не буду их называть, чтобы никого не вводить в заблуждение, они есть в статистике продаж. Условия у каждого бренда будут свои. Маловероятно, что будут возвращаться бюджетные модели, недорогие седаны и кроссоверы, как было раньше. Эти сегменты уже заняты локальными производителями и китайскими импортёрами. Скорее всего, будут возвраты в сегменте средних и больших кроссоверов и седанов (D+ и далее) ценой выше 6 млн. За счёт повышения утильсбора локальные производители получат существенное преимущество, что позволит им как минимум сохранить свою долю рынка. Поэтому любой гипотетический возврат массовой ранее марки должен учитывать и репутационные риски. Маловероятно, что потребитель согласится переплачивать за ностальгию 30% (разница в утильсборе). Всё будет зависеть от ценообразования. С одной стороны, потребитель может получить условное право выбора, но значительно дороже. С другой стороны, существующие игроки могут поднять цены, если увидят большую разницу в стоимости. Маловероятно, что это может привести к снижению цен.

Недавно президент РФ Владимир Путин говорил, что любое возвращение компании обязательно должно учитывать выгоду для российского рынка. Просто так вернуться не получится — могут быть определённые сложности со стороны налоговой, регистрирующих органов. Также надо понимать, что сейчас со стороны правительства РФ взят курс на то, чтобы «АвтоВАЗ» жил вне зависимости от его финансового состояния, поэтому пускать ушедшие компании на рынок — будет означать возвращение в игру старых конкурентов. Я думаю, что в рамках господдержки наши власти вряд ли на это согласятся. Европейского возвращения я не вижу. Касаемо восточных — это возможно.

Максим Багаев

Автоэксперт

Недавно президент РФ Владимир Путин говорил, что любое возвращение компании обязательно должно учитывать выгоду для российского рынка. Просто так вернуться не получится — могут быть определённые сложности со стороны налоговой, регистрирующих органов. Также надо понимать, что сейчас со стороны правительства РФ взят курс на то, чтобы «АвтоВАЗ» жил вне зависимости от его финансового состояния, поэтому пускать ушедшие компании на рынок — будет означать возвращение в игру старых конкурентов. Я думаю, что в рамках господдержки наши власти вряд ли на это согласятся. Европейского возвращения я не вижу. Касаемо восточных — это возможно.
Недавно президент РФ Владимир Путин говорил, что любое возвращение компании обязательно должно учитывать выгоду для российского рынка. Просто так вернуться не получится — могут быть определённые сложности со стороны налоговой, регистрирующих органов. Также надо понимать, что сейчас со стороны правительства РФ взят курс на то, чтобы «АвтоВАЗ» жил вне зависимости от его финансового состояния, поэтому пускать ушедшие компании на рынок — будет означать возвращение в игру старых конкурентов. Я думаю, что в рамках господдержки наши власти вряд ли на это согласятся. Европейского возвращения я не вижу. Касаемо восточных — это возможно.

Вероятность скорого возращения покинувших Россию брендов невелика, но есть — просто с математической точки зрения. У бизнеса своя политика. Россия не закрыта: рынок активный, ждёт, есть спрос. Как только будет возможность — компании вернутся, пути оставили заблаговременно. Китайский автопром останется. Впрочем, совсем в ближайшее время возвращения не случится — ни через месяц, ни через два. При этом иностранные автопроизводители не скрывают своих намерений — они хотят зарабатывать.

Вячеслав Субботин

Автоэксперт, журналист, ведущий программы «Минтранс»

Вероятность скорого возращения покинувших Россию брендов невелика, но есть — просто с математической точки зрения. У бизнеса своя политика. Россия не закрыта: рынок активный, ждёт, есть спрос. Как только будет возможность — компании вернутся, пути оставили заблаговременно. Китайский автопром останется. Впрочем, совсем в ближайшее время возвращения не случится — ни через месяц, ни через два. При этом иностранные автопроизводители не скрывают своих намерений — они хотят зарабатывать.
Вероятность скорого возращения покинувших Россию брендов невелика, но есть — просто с математической точки зрения. У бизнеса своя политика. Россия не закрыта: рынок активный, ждёт, есть спрос. Как только будет возможность — компании вернутся, пути оставили заблаговременно. Китайский автопром останется. Впрочем, совсем в ближайшее время возвращения не случится — ни через месяц, ни через два. При этом иностранные автопроизводители не скрывают своих намерений — они хотят зарабатывать.

Почему автоконцерны не могут вернуться быстро?

Автопроизводство — это не кофейня, которую можно закрыть и открыть снова по щелчку. Это огромные цепочки поставок, логистика, сотни контрагентов и стандарты безопасности.

Даже если бренд захочет вернуться — реальные сроки возвращения займут минимум 1,5–3 года, и это при условии, что решение будет принято уже сейчас. Почему?

  • Инфраструктура утрачена или передана. Заводы переданы новым владельцам, в том числе китайским брендам (как, например, бывший завод Renault, на базе которого теперь собирают «Москвич»).
  • Изменились каналы сбыта. Сеть официальных дилеров, сервисов, логистика — всё это переформатировано. Кто-то ушёл с рынка, кто-то начал работать с новыми партнёрами.
  • Геополитические риски остались. Даже при желании компаний вернуться, большинство из них по-прежнему ограничены корпоративной этикой, санкциями и политическими рисками.

Я думаю, что из ведущих мировых компаний по легковым автомобилям никто не вернётся в Россию ранее 2027 года. Никто в очереди не стоит, автомобили, которые могли быть предназначены для России, ещё надо адаптировать, на это потребуется время. Один из руководителей европейской компании, чей бренд в России долгое время был популярен, с сожалением констатировал, что возврат в РФ может быть только в 2028 году, самое раннее в 2027 году. Это зависит не от желаний автопроизводителей, а от технических возможностей. Скорее всего, возврат автомобильных брендов в РФ будет происходить не по экономическим, а скорее по политическим причинам. Логика определения моделей, которые быстрее всего появятся в РФ, будет такова: сначала должны появиться наиболее массовые модели, которые по определению не представляют интереса для богатых россиян. Но для объективности этот возврат не принесёт успеха таким компаниям — их место на рынке уже очень уверенно занято китайскими производителями, отвоевать его будет очень сложно. Мировые производители уже проиграли эту схватку с китайцами, вряд ли можно ожидать других результатов в РФ. А вот премиум-бренды, такие как BMW, Mercedes-Benz и Porsche, точно будут востребованы на рынке РФ, и если они вернутся, то их клиент будет ждать. Но всё это не ранее 2027 года. Средний и массовый сегменты безвозвратно потеряны для мировых компаний потому, что китайцы плотно обосновались на нашем рынке. Завоёванные доли рынка они точно не отдадут — будет ценовая война или война технологий, в которой китайцы победят со счётом 10:0. Потребитель получит больше выбора или возможность получить дополнительные скидки. Я думаю, что ценообразование не зависит от конкуренции ушедших брендов с китайцами. Есть нижняя планка, ниже которой снижение цен не будет. Сейчас трудно говорить о долях рынка, но, скорее всего, в массовом сегменте доля рынка европейских брендов в случае возврата будет совсем небольшой — в лучшем случае 10%, в среднем сегменте возможен рост до 15%, в премиум-сегменте будет самая существенная доля — возможно, порядка 70%.

Андрей Ольховский

Генеральный директор ГК «Автодом»

Я думаю, что из ведущих мировых компаний по легковым автомобилям никто не вернётся в Россию ранее 2027 года. Никто в очереди не стоит, автомобили, которые могли быть предназначены для России, ещё надо адаптировать, на это потребуется время. Один из руководителей европейской компании, чей бренд в России долгое время был популярен, с сожалением констатировал, что возврат в РФ может быть только в 2028 году, самое раннее в 2027 году. Это зависит не от желаний автопроизводителей, а от технических возможностей. Скорее всего, возврат автомобильных брендов в РФ будет происходить не по экономическим, а скорее по политическим причинам. Логика определения моделей, которые быстрее всего появятся в РФ, будет такова: сначала должны появиться наиболее массовые модели, которые по определению не представляют интереса для богатых россиян. Но для объективности этот возврат не принесёт успеха таким компаниям — их место на рынке уже очень уверенно занято китайскими производителями, отвоевать его будет очень сложно. Мировые производители уже проиграли эту схватку с китайцами, вряд ли можно ожидать других результатов в РФ. А вот премиум-бренды, такие как BMW, Mercedes-Benz и Porsche, точно будут востребованы на рынке РФ, и если они вернутся, то их клиент будет ждать. Но всё это не ранее 2027 года. Средний и массовый сегменты безвозвратно потеряны для мировых компаний потому, что китайцы плотно обосновались на нашем рынке. Завоёванные доли рынка они точно не отдадут — будет ценовая война или война технологий, в которой китайцы победят со счётом 10:0. Потребитель получит больше выбора или возможность получить дополнительные скидки. Я думаю, что ценообразование не зависит от конкуренции ушедших брендов с китайцами. Есть нижняя планка, ниже которой снижение цен не будет. Сейчас трудно говорить о долях рынка, но, скорее всего, в массовом сегменте доля рынка европейских брендов в случае возврата будет совсем небольшой — в лучшем случае 10%, в среднем сегменте возможен рост до 15%, в премиум-сегменте будет самая существенная доля — возможно, порядка 70%.
Я думаю, что из ведущих мировых компаний по легковым автомобилям никто не вернётся в Россию ранее 2027 года. Никто в очереди не стоит, автомобили, которые могли быть предназначены для России, ещё надо адаптировать, на это потребуется время. Один из руководителей европейской компании, чей бренд в России долгое время был популярен, с сожалением констатировал, что возврат в РФ может быть только в 2028 году, самое раннее в 2027 году. Это зависит не от желаний автопроизводителей, а от технических возможностей. Скорее всего, возврат автомобильных брендов в РФ будет происходить не по экономическим, а скорее по политическим причинам. Логика определения моделей, которые быстрее всего появятся в РФ, будет такова: сначала должны появиться наиболее массовые модели, которые по определению не представляют интереса для богатых россиян. Но для объективности этот возврат не принесёт успеха таким компаниям — их место на рынке уже очень уверенно занято китайскими производителями, отвоевать его будет очень сложно. Мировые производители уже проиграли эту схватку с китайцами, вряд ли можно ожидать других результатов в РФ. А вот премиум-бренды, такие как BMW, Mercedes-Benz и Porsche, точно будут востребованы на рынке РФ, и если они вернутся, то их клиент будет ждать. Но всё это не ранее 2027 года. Средний и массовый сегменты безвозвратно потеряны для мировых компаний потому, что китайцы плотно обосновались на нашем рынке. Завоёванные доли рынка они точно не отдадут — будет ценовая война или война технологий, в которой китайцы победят со счётом 10:0. Потребитель получит больше выбора или возможность получить дополнительные скидки. Я думаю, что ценообразование не зависит от конкуренции ушедших брендов с китайцами. Есть нижняя планка, ниже которой снижение цен не будет. Сейчас трудно говорить о долях рынка, но, скорее всего, в массовом сегменте доля рынка европейских брендов в случае возврата будет совсем небольшой — в лучшем случае 10%, в среднем сегменте возможен рост до 15%, в премиум-сегменте будет самая существенная доля — возможно, порядка 70%.

Производственные мощности тех же Hyundai и Toyota остались. Я думаю, что сперва возвращение начнётся с запчастей, чтобы поддержать тех, кто купил автомобили этих марок ещё до введения санкций, а дальше может выйти на совместное производство. Но это будет небыстрый процесс при условии, что рынок сейчас очень сильно перегружен китайскими автомобилями — они занимают до 70% рынка. Поэтому любое отвоёвывание и возвращение — это сложный процесс. Это, во-первых, демпинг, это вопрос дилерских центров, станций обслуживания и так далее. У любой модели срок производства около пяти лет. То есть для того, чтобы начать выпускать модель 2025 года, старт производства — наладка линии, пусконаладочные работы и так далее — должен начаться в 2020 году. Даже если сейчас попытаться выпустить какую-то современную модель, со стороны автопроизводителей нужно слишком сильно менять всю линию, в том числе логистику по машинокомплектам, по запчастям и так далее. То есть сейчас даже сборка китайских моделей, например Cherry, Haval и так далее, идёт методом крупноузловой сборки, как «Москвич», эти процессы наладить чуть проще. Но наладить производство полного цикла — довольно сложная история. Плюс многие менеджеры, которые работали в корейских концернах, сейчас ушли в другие компании. То есть стоит ещё и кадровый вопрос — под возвращение автокомпаний нужно будет собирать команду. Это совершенно дикий по времени процесс, и оптимизма на этот счёт у меня не так много. Разумеется, большую роль будет играть объём инвестиций в рынок и курс рубля.

Максим Багаев

Автоэксперт

Производственные мощности тех же Hyundai и Toyota остались. Я думаю, что сперва возвращение начнётся с запчастей, чтобы поддержать тех, кто купил автомобили этих марок ещё до введения санкций, а дальше может выйти на совместное производство. Но это будет небыстрый процесс при условии, что рынок сейчас очень сильно перегружен китайскими автомобилями — они занимают до 70% рынка. Поэтому любое отвоёвывание и возвращение — это сложный процесс. Это, во-первых, демпинг, это вопрос дилерских центров, станций обслуживания и так далее. У любой модели срок производства около пяти лет. То есть для того, чтобы начать выпускать модель 2025 года, старт производства — наладка линии, пусконаладочные работы и так далее — должен начаться в 2020 году. Даже если сейчас попытаться выпустить какую-то современную модель, со стороны автопроизводителей нужно слишком сильно менять всю линию, в том числе логистику по машинокомплектам, по запчастям и так далее. То есть сейчас даже сборка китайских моделей, например Cherry, Haval и так далее, идёт методом крупноузловой сборки, как «Москвич», эти процессы наладить чуть проще. Но наладить производство полного цикла — довольно сложная история. Плюс многие менеджеры, которые работали в корейских концернах, сейчас ушли в другие компании. То есть стоит ещё и кадровый вопрос — под возвращение автокомпаний нужно будет собирать команду. Это совершенно дикий по времени процесс, и оптимизма на этот счёт у меня не так много. Разумеется, большую роль будет играть объём инвестиций в рынок и курс рубля.
Производственные мощности тех же Hyundai и Toyota остались. Я думаю, что сперва возвращение начнётся с запчастей, чтобы поддержать тех, кто купил автомобили этих марок ещё до введения санкций, а дальше может выйти на совместное производство. Но это будет небыстрый процесс при условии, что рынок сейчас очень сильно перегружен китайскими автомобилями — они занимают до 70% рынка. Поэтому любое отвоёвывание и возвращение — это сложный процесс. Это, во-первых, демпинг, это вопрос дилерских центров, станций обслуживания и так далее. У любой модели срок производства около пяти лет. То есть для того, чтобы начать выпускать модель 2025 года, старт производства — наладка линии, пусконаладочные работы и так далее — должен начаться в 2020 году. Даже если сейчас попытаться выпустить какую-то современную модель, со стороны автопроизводителей нужно слишком сильно менять всю линию, в том числе логистику по машинокомплектам, по запчастям и так далее. То есть сейчас даже сборка китайских моделей, например Cherry, Haval и так далее, идёт методом крупноузловой сборки, как «Москвич», эти процессы наладить чуть проще. Но наладить производство полного цикла — довольно сложная история. Плюс многие менеджеры, которые работали в корейских концернах, сейчас ушли в другие компании. То есть стоит ещё и кадровый вопрос — под возвращение автокомпаний нужно будет собирать команду. Это совершенно дикий по времени процесс, и оптимизма на этот счёт у меня не так много. Разумеется, большую роль будет играть объём инвестиций в рынок и курс рубля.

Так что, ждать их бессмысленно?

Ожидание возвращения любимого автопроизводителя похоже на ожидание старой любви: вроде и хочется верить, но реальность предлагает более практичные решения.

На текущий момент рынок предлагает широкий выбор новых китайских автомобилей, которые:

  • имеют современное оснащение и дизайн;
  • доступны по цене;
  • предлагаются с субсидиями, рассрочками и акциями;
  • уже официально представлены, с гарантией, сервисом и поддержкой.

Рациональный сценарий:

Купить новый российский или китайский автомобиль сейчас — отъездить на нём 2–3 года, а затем, если действительно начнётся реальное возвращение западных брендов, перепродать и пересесть на «старого друга». Потери в цене за 2–3 года будут сопоставимы с простым ожиданием, но при этом вы получаете новый автомобиль уже сегодня. Есть и другой вариант — поездить ещё какое-то время на старом автомобиле, если он ещё «в форме».

Вопрос о том, ждать или покупать сейчас, — сложный. Те люди, которые хотели приобрести автомобиль не за счёт собственных средств, а в рамках кредитования, сделали это до введения огромного утильсбора. Сейчас на рынке есть переизбыток китайских автомобилей — их не покупают, рынок стагнирует очень жёстко. При этом модели, которые не представлены на рынке РФ, привозят через серый или параллельный импорт в зависимости от количества и задач, то есть для себя можно привезти. Если говорить не про миллионники, то в основном в российских городах больше всего автомобилей «АвтоВАЗа». В покупке такого автомобиля есть смысл — он понятен, его можно отремонтировать изолентой и подорожником и под него есть льготные программы. В чём-то более серьёзном я не вижу смысла. Кроме того, есть вероятность, что дилеры начнут распродажи китайских автомобилей, когда им надо будет закрывать год.

Максим Багаев

Автоэксперт

Вопрос о том, ждать или покупать сейчас, — сложный. Те люди, которые хотели приобрести автомобиль не за счёт собственных средств, а в рамках кредитования, сделали это до введения огромного утильсбора. Сейчас на рынке есть переизбыток китайских автомобилей — их не покупают, рынок стагнирует очень жёстко. При этом модели, которые не представлены на рынке РФ, привозят через серый или параллельный импорт в зависимости от количества и задач, то есть для себя можно привезти. Если говорить не про миллионники, то в основном в российских городах больше всего автомобилей «АвтоВАЗа». В покупке такого автомобиля есть смысл — он понятен, его можно отремонтировать изолентой и подорожником и под него есть льготные программы. В чём-то более серьёзном я не вижу смысла. Кроме того, есть вероятность, что дилеры начнут распродажи китайских автомобилей, когда им надо будет закрывать год.
Вопрос о том, ждать или покупать сейчас, — сложный. Те люди, которые хотели приобрести автомобиль не за счёт собственных средств, а в рамках кредитования, сделали это до введения огромного утильсбора. Сейчас на рынке есть переизбыток китайских автомобилей — их не покупают, рынок стагнирует очень жёстко. При этом модели, которые не представлены на рынке РФ, привозят через серый или параллельный импорт в зависимости от количества и задач, то есть для себя можно привезти. Если говорить не про миллионники, то в основном в российских городах больше всего автомобилей «АвтоВАЗа». В покупке такого автомобиля есть смысл — он понятен, его можно отремонтировать изолентой и подорожником и под него есть льготные программы. В чём-то более серьёзном я не вижу смысла. Кроме того, есть вероятность, что дилеры начнут распродажи китайских автомобилей, когда им надо будет закрывать год.

Заключение

Да, теоретически возвращение автогигантов возможно. Но на практике — это долгий и сложный путь, требующий времени, вложений и политической воли. Пока же рынок не пустует: его активно осваивают новые игроки, в первую очередь китайские бренды, предложившие достойную замену привычным маркам.

Не стоит жить слухами. Лучше принимать решения, исходя из реальности.

На днях на предприятии «АвтоВАЗа» в Тольятти стартовало промышленное производство новой модели «Лада Искра», а также была выпущена первая партия этих автомобилей. Life.ru опубликовал материал со всем, что сейчас известно о новинке — модельный ряд, доступные комплектации, цены, дата старта продаж.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar