Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
18 августа 2016, 07:30

Кошмар мирового кинематографа: почему сегодня проваливаются все блокбастеры

Кинообозреватель Лайфа Егор Беликов — о том, почему международные киностудии-лидеры выпускают один за другим блокбастеры, которые проваливаются в прокате.

Фото: © Kinopoisk

Фото: © Kinopoisk

Американская деловая газета Wall Street Journal анализирует кинематограф с точки зрения бизнеса. Тем же занимаются и студии первой величины. Каждый год они выпускают в международный прокат картины-блокбастеры с чрезмерно раздутыми бюджетами, чаще всего от $100 миллионов, иногда — больше $200 млн. И в этом году рекордное количество таких фильмов провалилось.

К текущему моменту в 2016-м вышло уже 15 блокбастеров, которые принесли создателям лишь разочарование, но никак не прибыль. Те зрители, которые регулярно ходят в кино, наверняка видели хоть один из них:

  • "Белоснежка и Охотник — 2";
  • "Черепашки-ниндзя — 2";
  • "День независимости. Возрождение";
  • "Легенда о Тарзане";
  • "Охотники за привидениями"

и так далее. Вглядевшись в этот список, несложно заметить простую тенденцию: все эти фильмы — либо продолжения, либо ремейки старых картин. Подавляющее большинство дорогостоящих фильмов делится на три категории: очередные части серий, разнообразные перезагрузки и экранизации комиксов. 

Обыватель скажет: "Смотреть в кино нечего, всё уже снимали и теперь просто переснимают". И будет прав: WSJ утверждает, что зрительский интерес к таким картинам снизился, и промежуточные результаты 2016 года это только подтверждают. В прошлом году пять релизов-рекордсменов собрали 22% суммарной кассы в США, в этом году — уже 30%. Неизбежный результат — остаётся всё меньше людей, которые будут смотреть другие фильмы, кроме самых больших и дорогих. 

Практически все студии пострадали в этом году от этой трусости рынка. Сборы фильмов Universal Pictures, студии, которая бомбила рынок "Форсажем-7" и "Миньонами", резко упали на 53%. Warner Bros., выпустившая "Бэтмена против Супермена" и "Отряд самоубийц", заработала в США $1,1 миллиарда и занимает второе место. На первом же — Disney, которая получила с американских зрителей больше $2 миллиардов. Их фильмы занимают первые четыре места национального рейтинга. Но было бы чем гордиться: всё это очередные супергеройские фильмы и бесконечные продолжения и ремейки. "В поисках Дори", "Первый Мститель: Противостояние", "Книга джунглей" — только "Зверополис" оказался оригинальным проектом.

Всего лишь два оригинальных игровых фильма собрали в США больше $75 миллионов. Это комедии "Полтора шпиона" с Дуэйном Скалой Джонсоном и Кевином Хартом, а также "Очень плохие мамочки", которые выйдут у нас в День знаний 1 сентября. Разумеется, это стандартные представители жанра американской студийной комедии без какой-либо претензии на оригинальность. 

Хотя дело, конечно, не только в деньгах. Как в том анекдоте про пластмассовые ёлочные игрушки, каждую неделю выходит по дорогущему фильму, а радости никакой. Последний блокбастер, по-настоящему впечатливший всех, вышел в 2015 году. Это был "Безумный Макс. Дорога ярости". Как все неожиданно выяснили, даже из четвёртой части позабытой постапокалиптической серии можно сделать произведение искусства, которому будут рукоплескать и зрители, и критики, и академики, отдавшие фильму шесть "Оскаров". Для всего этого нужно просто иметь банальную смелость. Разумеется, никаких "безумных максов" в 2016 году не случилось.

Получается, что мировой студийный кинематограф пожирает сам себя: финансовые успехи сейчас повлекут за собой глубочайшее падение потом. 2016 год, один из самых дохлых за долгое время, это только подтверждает. Разумеется, мы не говорим об авторском кинематографе: он не может и никогда не сможет стать частью бесконечного студийного потока. На фестивалях по всему миру кипит кинематографическая жизнь. Но её плоды неинтересны широкому зрителю, который такого мужественного кино опасается. А мейджоры слишком заняты перевариванием франшиз, кинематографических вселенных и старых успешных фильмов, чтобы отвлечься.

Сейчас же индустрия крутится на месте, бегая за своим хвостом и пытаясь откусить от него кусок побольше. Пока что 2016-й — это тот год, в который киноведы всего мира снова могут поныть о том, что киноязык никак не развивается и мы топчемся на месте, наблюдая за приключениями очередных мутантов и пришельцев в латексных костюмах.

Есть ли шанс, что ситуация изменится? В этом году — сильно вряд ли. Будущее же остаётся непрогнозируемым. Можно понадеяться, что зритель не разочаруется окончательно в индустрии кинопроката и начнёт исследовать те фильмы, которые раньше оставались вне фокуса внимания миллионных масс. Но всё же не осталось никаких сомнений в том, что текущий план развития главных киностудий влечёт коммерческий кинематограф на дно, с которого нам ещё не скоро удастся выплыть. Прозрение, как всегда, приходит с опозданием.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров