Религии попытались сделать обрезание
Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Владимир Астапкович/Алексей Дружинин
Такого взрыва эмоций в Интернете, как вчера в ходе обсуждения высказывания муфтия Исмаила Бердиева вокруг женского обрезания в Дагестане, мне не доводилось видеть года так с 2012-го (со времён скандала вокруг выходки Pussy Riot, умело подогреваемого медиавбросами про "часы и квартиру патриарха"). Ненависть к религии (в тот раз — к православию, в этот — к исламу, но многие переходили и на осуждение верующих в целом, хотя формально и тогда, и сейчас мишенью был глава религиозной организации) зашкаливала. Некоторые "борцы за права женщин" одновременно призывали и судить муфтия за якобы призыв к противозаконным действиям (появилась даже интернет-петиция), и принудительно стерилизовать его.
Отметились точно с такими же пикетами, как и четыре с половиной года назад, либеральные оппозиционеры. Мария Баронова (глава "Открытой России" Михаила Ходорковского) устроила пикет перед Соборной мечетью Москвы, обвинив по ходу дела всех вокруг в том, что "у нас принято притеснять и унижать целыми этносами, гендерами и социальными группами".
Правда, мечеть на проспекте Мира не имеет никакого отношения к Координационному совету мусульман Северного Кавказа, который возглавляет Бердиев, а принадлежит совсем другому, московскому муфтияту - который вчера, кстати, осудил практику женского обрезания. Да и в школе Бароновой должны были объяснить, что "бараны" и "женщины" — не личные имена, а поэтому пишутся в русском языке со строчной буквы (другое дело, первое слово очень сильно намекало на фамилию пикетчицы-кандидата в депутаты, наводя на мысль о весьма топорном пиаре).
Да и обвинение обществу в том, что "в Москве несколько миллионов мусульман... чувствуют себя абсолютно униженными и чужими" на фоне призыва Бароновой в посте в Facebook "режьте баранов!" (напомним, последние годы упрёки мусульманам в крупных городах адресовались по поводу публичного забоя скота на праздник Курбан-байрам) звучит как-то двусмысленно. Тем более, на фоне недавних заявлений главы "Яблока" о том, что (по его мнению) ислам это "ужас современного мира" и прочих, некоторые из которых нельзя привести ввиду их откровенной нецензурности.
Но, собственно, из-за чего вообще разгорелся весь сыр-бор? Помимо заявления муфтия, это опубликованный 15 августа отчёт "Правовой инициативы" по поводу распространения женского обрезания в Дагестане, начинавшегося с громкой декларации о том, что это скрывают от общества, что "никому и в голову не может прийти, что это на территории современной России, а не в Африке, где подобные практики традиционно распространены".
Но вот насколько массово распространены такие практики в России?
— Женское обрезание в Дагестане, имевшее ранее более широкое распространение среди разных народов республики, сейчас практикуется лишь отдельными общинами, — отмечается в предварительной статье по результатам исследования, опубликованной одним из авторов доклада Саидой Сиражутдиновой в февральском номере журнала "Социология семьи и пола". — Место сосредоточения этих общин — высокогорные восточные районы республики.
В отдельных высокогорных сёлах! Далее. По поводу претензий к религии.
— Это вообще не имеет отношения к традиционному исламу. Это скорее доисламские пережитки. Те районы приняли ислам достаточно поздно, — объясняла вчера в интервью Сиражутдинова. — Скажу больше: подобную практику поддерживают как раз представители нетрадиционного ислама... Салафиты утверждают, что женское обрезание не наносит вреда здоровью.
Об этом же можно прочесть в её февральской статье: "Имам салафитской мечети на Котрова ответил, что женщинам обрезание делать надо. Согласно салафитским авторитетам Ибн аль-Усаймину и Ибн Таймийа, цель обрезания — уменьшение желания женщины".
Мечеть "Ан-Надирия" на улице Котрова в Махачкале — едва ли не основной центр нетрадиционного ислама в республике, представители которого (например, известный проповедник Абу Надир Медетов) за последние годы массово уезжали в Сирию, примыкая там к террористам из ИГИЛ*.
Какое отношение это имеет к представителям традиционного исламского духовенства, которых радикалы в том же Дагестане убивали десятками? Никакого. Фраза из интервью Бердиева, как выяснилось, была просто выдернута журналистами из контекста (примечательно, что полный текст его выступления никем не приводился).
— У меня спросили: "Женское обрезание есть или нет?" Я сказал, что слышал — где-то в Дагестане такой обычай (с целью "снизить желание у женщин". — Прим. Лайфа) есть. Или был. Сейчас я не знаю, есть он или нет. Вот это я и сказал, но по шариату такого точно нет — по религии есть только у мужчин обрезание, — пояснил вчера вечером Бердиев (который, собственно говоря, является муфтием Карачаево-Черкесии и действительно вряд ли в курсе обычаев в некоторых горных селах Дагестана). — Но я в шутку сказал: "Было бы очень хорошо, если бы такое обрезание делали везде, повсеместно. Тогда и разврата было бы меньше". Вот это они взяли и начали говорить, что муфтий призывает к тому, что делать обрезание (всем женщинам. — Прим. Лайфа).
— То, что он (Бердиев. — Прим. Лайфа) повторяет что-то про ограничение сексуальности путём обрезания, говорит о том, что он вообще никогда не встречался с этой практикой в своей жизни, — отметила вчера в соцсетях главный редактор дагестанского сайта Islam.ru Галина Хизриева.
По её словам (уроженки и жительницы Дагестана), "в мусульманских культурных комплексах оно (женское обрезание. — Прим Лайфа) осталось как пережиток доисламских верований", которые подчёркивают принадлежность к общине "в отдельных высокогорных сёлах". Учитывая, что речь идёт о сёлах, где давно действуют исламские радикалы, не исключено, что этот обычай мог быть принесён туда с Ближнего Востока в рамках "арабизации" кавказского ислама (феномен таковой в плане одежды и поведения в последние годы описывают местные жители).
— Что касается медийности этого обрезания, то понятно, почему она имеет место, — объясняет Хизриева. — В наше время очень любят говорить про секс-насилие. Это привлекает людей. На этом легко пиариться и прослыть эдаким революционером от правозащиты... Современный Дагестан — это не то место, где эта проблема имеет такое уж большое значение. Гораздо более ужасно то, что наши дети уходят в ИГИЛ и становятся там кровожадными головорезами.
Однако московские и дагестанские правозащитники, чрезвычайно возбудившиеся сейчас по поводу женского обрезания в горных сёлах и даже призвавшие судить муфтия Бердиева, при этом почему-то давно опекают салафитов (как раз наименее склонных к признанию прав женщин, как это понимается и в Саудовской Аравии), вставая на их защиту при каждой попытке официального духовенства и силовиков навести порядок в исламской сфере республики. Не потому ли, что, как уже писал ранее Лайф, именно в этой фундаменталистской среде московские либералы совсем недавно решили искать союзников в регионе как главных местных оппозиционеров?
А заодно умело раздули межнациональное и межрелигиозное напряжение в стране, как раз накануне выборов (об опасности чего ранее прямо предупреждало Федеральное агентство по делам национальностей), в те самые дни, когда верующие традиционных религий России проводили в Грозном форум, посвящённый борьбе с радикализмом и терроризмом.
* Деятельность организации запрещена на территории РФ решением Верховного суда РФ.