"Дорогие родители, не надо китайского". Детский врач — о нагрузках в 1-м классе
Фото: © РИА Новости/Константин Чалабов
Дедушки и бабушки наших детей ещё помнят, как приходили в школу просто из детского сада. А перед этим просто ходили в детский сад. И больше никуда. И никому в детском саду не приходило в голову учить их читать, писать, считать, даже на палочках.
Конечно, всегда были особо продвинутые детские сады, и особо продвинутые воспитатели, и особо амбициозные родители. Они учили. Были и особо одарённые дети — ну что ты скажешь, если он сам читать научился? Но в общей массе всё было проще. Существовало табу, основанное на мнении врачей и учёных, согласно которому ребёнок готов к СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ обучению лишь с семи лет.
Я помню, как меня самого, родившегося двенадцатого сентября, в школу взяли (формально в шесть лет, но по сути в семь) лишь по великому, как тогда говорили, блату. Мама в ней учительствовала. А всех прочих — ни-ни. Существовало, да и сейчас осталось, мнение о том, что чем младше ребёнок, тем дороже его время, тем интенсивнее его развитие. И потому в пять-шесть лет — "год за два". И потому раньше семи в школе делать нечего.
Сейчас всё изменилось. И здорово изменилось. Сейчас дети наши ходят в школу с шести. Появились нулёвки. Только если поначалу в них полагалось днём спать, то сейчас об этом вряд ли кто вспоминает. Просто учатся дети. Уроков поменьше. Но учатся. И это самое "поменьше" тает с каждым годом.
К чему я всё это рассказываю? Что такого в этом самом ''систематическом обучении"? Два главных момента. Первый состоит в том, что оно систематическое. То есть это не "развивашки", куда хочу — хожу, не хочу — не хожу. И не три раза в неделю, а каждый день. То есть — это новая жизнь.
Второе заключается в том, что даже в "развивашках" социума детского как такового нет. Слишком здорово он разбавлен мамами. И влияние педагога не то. А вот в школе... В школе формируется коллектив. А детский коллектив — страшная сила. Они ж бескомпромиссны и "не мерят силу удара". Особенно когда их много. И в коллективе этом надо жить, найти своё место. И подчиняться его требованиям. Чем лучше место — тем меньше подчиняться. И больше диктовать. Чем хуже... Понятно.
А ещё учитель. Все они разные. Но добрые ли, строгие ли — все одинаковы в одном. Они несут с собой императив. То есть требование, которому нельзя не подчиниться. Совершенно непривычное для ребёнка. Вне зависимости от степени "социальной продвинутости". Ведь в школе они проводят не занятие. Не тренировку. В школе они проводят жизнь.
В прошлый раз мы говорили с вами об адаптации. И сейчас к ней вернулись. Представляете, сколько сил — и физических, и, главное, душевных — нужно маленькому человечку для того, чтобы всё это принять, во всё втянуться, привыкнуть... А жить этой самой новой жизнью надо начинать с первого дня!
Конечно, во всякой хорошей школе об адаптации думают. И она учтена в программе. Всё это помогает. Но "не освобождает от ответственности". Нас. Мы ж её всегда несём. И наши дети никому, кроме нас, не нужны.
Мы хотим, чтоб они были счастливее нас. Удачливее. Сейчас хотим ещё, чтоб были богаче. А ещё — чтоб у них было всё, чего не досталось нам. Знали б вы, как я тащил старшенькому с Полянки до "Юго-Западной" педальный автомобиль! Пешком... В детстве у меня его не было. И я тащил. На себе. Для не знающих Москвы — это километров пятнадцать и в основном в гору. И при галстуке.
Сколько у каждого из нас таких педальных автомобилей! И у пап, и у мам... Мы одеваем их, доигрывая в куклы. Мы учим их... Господи, чему мы их только не учим! Тхэквондо. Айкидо. Кунг-фу. Фортепиано. Китайский. Японский. Дайвинг. Английский не в счёт... Рисуют опять же... Это здорово, конечно. Как говорят продвинутые родители, иначе — полный айпад и игровой распад психики.
Ребёнок идёт в школу. В новую жизнь. Ему необходимо привыкнуть. Адаптироваться. Давайте дадим ему эту возможность. А потому пожелание: дорогие родители, ну хотя б на первое полугодие... Ладно, на первую четверть — не надо китайского! Не надо японского. Не надо тренировок допоздна. Поверьте, они все способны и во всём. Но зачастую стремление вырастить всесторонне развитую личность приводит к выращиванию всесторонне недоразвитой! Наши амбиции требуют, требуют, требуют... А наши дети должны соответствовать нашим ВЫСОКИМ ТРЕБОВАНИЯМ.
Стоп, товарищи родители. Давайте расставим приоритеты. Вы хотите, чтобы ребёнок стал олимпийским чемпионом, — тогда вперёд. Школы там только другие. Хотите, чтоб был солистом балета? Ведь их единицы. И не всегда "профессия" означает "счастье". Но раз так — удачи! Школы там, кстати, тоже особенные.
Хотите "всесторонне развитую личность" — значит, извольте расставить приоритеты. Значит, главное сейчас — школа. Значит, главное — не потерять мотивацию к обучению. До последнего звонка это — главный капитал. Значит, "побочное познание" сократить. Значит, детство должно быть. Значит, после семи никаких занятий. Рано вставать потому что. Лечь в девять. Два часа до сна для первоклашки — святое время для привычных дел дома. Тогда перед сном отдохнём. А отдохнувши — спать будем правильно. И встанем свеженькими. И всё будет спориться. И всё будет ладиться.
Новая жизнь — она того требует. И, честно сказать, она того стоит!