Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
11 октября 2016, 08:30

Ложь во спасение от уроков. Детский врач о том, зачем дети притворяются больными

Фото: © РИА Новости/Тарас Литвиненко

Фото: © РИА Новости/Тарас Литвиненко

— Доктор, я уже не понимаю совсем, когда ему действительно плохо, а когда он врёт…

Да. Задачка. Как решать? Давайте подойдём с позиции сыщиков: если хочешь раскрыть преступление, найди, кому оно выгодно.

Итак, выгода. Чаще всего она на поверхности.

— Мам, у меня голова болит.

Пауза. Тревога в материнских глазах.

— Можно, я завтра в школу не пойду?

Вот оно, простодушие. Актёрские способности у всех разные. Кто-то будет врать, краснея и пряча глаза. Кто-то целый спектакль соорудить может. И из школы придёт несчастный, и от обеда откажется, и полежит немного, и ГЛАВНЫЙ ВОПРОС задаст вечером, а до вечера будет терпеть, как Штирлиц, как бы ни грызло нетерпение.

А нам-то что делать в такой ситуации? Ведь видим, чувствуем, что врёт! Особенно когда не в первый раз…

Прежде всего — постараться понять зачем. Чтоб не идти в школу? Чтоб не делать уроки? Почему в школу неохота? Тому может быть миллион причин. Главная из них — "не получается". О неуспешности мы с вами уже говорили. Что может не получаться? Пресловутая успеваемость захромала? Вовсе не только это. Может быть, конфликт в классе. Или столкнулся ребёнок с несправедливостью, которой так много в нашей жизни.

Наверное, вечно будет жить в нашей стране замечательное выражение "такого дяди племянница". Во многих классах, во многих школах такие "племянницы" есть. Кому — четыре с плюсом, а им — пять с минусом. На олимпиаду кого? Их. А почему? Потому, что ответы всех вариантов в контрольной знают. А почему знают? Мама или папа такой замечательный…

Дети — они ж видят всё. И не хуже взрослых знают, за что — четыре с плюсом, а за что — пять с минусом. Несправедливость психически здоровым ребёнком не переносится. Они бескомпромиссны. В итоге — "не хочу в школу".

Причиной такого "не хочу" может быть конфликт с кем-то из одноклассников. Или с группой. Или старшие классы терроризируют малышню… Причины разные, и с давних времён изменений не претерпели. Не хочет ребёнок в школу — значит, что-то в ней не так. Значит, плохо ему там. Значит, нам надо думать. И серьёзно думать.

Давайте искать. Если "съехал" по отметкам — значит, всё просто. Можно позаниматься, подтянуться (это в наших силах), после чего дитя с честью вернётся в привычную социальную нишу и ему в ней будет хорошо. И в школу будет бежать с улыбкой, и на выходе из неё взахлёб рассказывать обо всяких школьных интересностях.

А если идёт со слезами, а если перед выходом болит то живот, то голова, то тошнота мучит — давайте копать глубже. Как? Можно пристать к нему с вопросами: "Деточка, отчего ты не идёшь в школу?" , "Тебе там плохо?",  "Что-то случилось?". Ответит далеко не всегда. Лучший вариант — когда разревётся и всё выложит. А когда не отвечает, а тем более прячет глаза, остаётся одно — надевать маскхалат и отправляться в разведку.

Для этого надо общаться с родителями соучеников. Просто необходимо. Это у нас работа такая. Если быть в курсе жизни класса, можно выйти на причину. И появится ответ на вопрос "почему". 

А как быть с ответом на другой вечный вопрос — "что делать?" Если ребёнок сам нашкодил и боится идти в школу — можно и поругать. А потом в школу сходить и закрыть вопрос со взрослыми.

А если попал под несправедливость? Если "племяннице" раз за разом — пять, а ему — не больше четырёх? Если ей и почёт, и лавровые венки, и олимпиады, а нашему — ничегошеньки? Как быть?

Первое: убедиться в том, что несправедливость — истинная. Отбросить всякую родительскую гордость и попытаться оценить ситуацию объективно. На худой конец — налечь на занятия, по которым отпрыск "просел", добиться абсолютной уверенности, что лучше него знать невозможно, и затем предпринимать какие-то шаги. Прежде всего — поговорить с учителем. Только не пытайтесь убедить его в том, что он — необъективное ничтожество. Потом не оберёшься. Больше подойдёт что-то типа: "Мы много занимаемся, мы подтянулись, не могли б вы на него повнимательнее посмотреть, поспрашивать побольше"… Бывает — помогает. А если нет?

Хуже всего — когда начинаешь понимать, что через дневник вымогают деньги. Впрямую. Или посредством предложений "позаниматься дополнительно". Здесь каждый решает за себя. Варианты — купить спокойствие ребёнка или с взыгравшей тягой к справедливости устроить скандал. Только вот ходить ребёнку в этот класс будет сложно. И на нём, беззащитном, отразится наш взрослый конфликт с учителем. Бывает, приходится и в другую школу переводить.

А если и в школе всё хорошо, и на секции, и в музыкалке, а всё что-то болит, на что-то жалуемся? Опять тот же вопрос: что ему не так? И здесь уж давайте смотреть на себя. Потому что это самое "не так", возможно, из-за нас.

Чего им, детям, не хватает? Если многочисленными жалобами они пытаются обратить на себя внимание — значит, не хватает его, внимания. Или ласки. Они ласковые. Им это надо. Мы очерствели в своей взрослой жизни и порой забываем об этом.

Если в семье разлад и родители (сознательные какие!) ругаются, шипя друг на друга за закрытой дверью, можно быть уверенным: они, дети, всё слышат. Или видят. И в тот самый момент лежат с головой под одеялом и чувствуют, что мир рушится. И что родителям — не до них.

В такой ситуации они могут попробовать нас, взрослых, помирить. Чем? Своей болезнью. Придумают. Сыграют. Напугают. Глядишь, мир в семье и воцарится. Только как быть с такой "болезнью"? В кавычках она или нет? Или взаправду? Родители ж не всегда врачи. Да и врачам со своими детьми не проще, а сложнее…

Совет первый: если столкнулись с такой ситуацией первый раз — верьте ребёнку и отправляйтесь к врачу. Там разберётесь. Если второй, третий — разберитесь в себе и отправляйтесь к семейному психологу. Чаще всего они помогают. Потому что их задача — показать нам то, что мы сами не видим. Или не хотим видеть.

Говорят, Господь не дал нам возможности осознавать себя полностью. Только процентов на семьдесят. А тридцать — оставил себе. Так вот в этих тридцати и сидит то, что мы не хотим или не можем видеть, и то, что нам нужно показать. Скрытые конфликты, наши старые комплексы, внутренняя неудовлетворённость…

Дети-то чуткие. Если не слышат и не видят, то чувствуют. И интерпретируют как могут. А в таких ситуациях им надо помогать. Иначе — по врачам бегать устанем. И ребёнок ипохондриком (тот, кто постоянно беспокоится по поводу возможности заболеть) вырастет. А об ипохондрии — в следующий раз.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar