Продавцы фанфуриков научились обходить запрет Роспотребнадзора
Фото: © РИА Новости/Александр Кондратюк
До конца июня в России запрещено продавать лосьоны и другую косметику со спиртом. Согласно постановлению Роспотребнадзора, под запрет попадают флаконы с содержанием больше 28% спирта и которые стоят дешевле водки. Индекс цены считается по специальной формуле. Получается, что флакончики 100 мл с лосьонами крепостью 75% не могут быть дешевле 58,8 рубля.
А раньше они продавались по 10–30 рублей. "Лосьон на бруньках", "Боярышник", "Хлебный люкс" — такие лосьоны считаются водкой для бедных. Роспотребнадзор таким образом пытается бороться с алкоголизмом. Вернее, предотвращать трагедии, подобные иркутской, когда несколько десятков человек умерли из-за отравления поддельным дешёвым пойлом.
Но бизнес сумел обойти запрет. Корреспондент Лайфа позвонила оптовикам, представившись владельцем небольшого магазина.
— Хотели бы закупить у вас лосьоны "Боярышник" и т.д. Но сейчас их ведь нельзя продавать?
— Можно продавать — при условии, что ценник на витрине не ниже, чем 58,8 рубля, — сказали в компании "Голденфарм трейд". — Если вы на витрину по 60 рублей поставили, а сами продаёте по 30, то два по цене одного на кассе пробиваете. Второй как бы в подарок.
— И у вас берут по-прежнему розничные магазины? Не жалуются, что их проверяют?
— Да, всё нормально. А вы в каком регионе?
— Московская область.
— Московская область работает.
В другой компании, которая оптово торгует так называемыми фанфуриками, — "Уралфармс" — Лайфу сказали примерно то же самое.
— Смотрите, как мы делаем. На полку ставим фанфурик с ценником 60 рублей. Покупателю говорим: фанфурик один берёшь, два в подарок. Ну, либо один в подарок.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что часть магазинов всё же перестала продавать фанфурики, потому что владельцы боятся неприятностей.
— Но, конечно, бизнес всегда умнее государства, всегда! И всегда найдёт выход. Правда, и это сейчас прикроют потихонечку, — сказал эксперт.
По словам Дробиза, в России 20 млн человек, которые не могут позволить себе купить водку из-за своей нищеты, но хотят выпить — кто-то каждый день, кто-то только по праздникам. Сейчас власти лишили их той дешёвой альтернативы водки, которая была хотя бы качественной. Это аптечные настойки — они, как рассказывал Лайф, за полгода подорожали в четыре раза. Это фанфурики (по крайней мере на бумаге запрет на продажу есть). И это пищевые ароматизаторы и другие дешёвые спиртовые жидкости, которые можно было купить в продовольственных магазинах. С 27 марта на них тоже действует запрет.
— Не думаю, что все эти перемены сподвигнут 20 млн человек пойти в спортзал и выбрать здоровый образ жизни, — говорит Вадим Дробиз. — Скорее всего, люди перейдут на нелегальный суррогат. То есть на те же фанфурики, которые не на заводе нормальном сделаны, а в гараже разлиты по бутылкам. Что гораздо опасней.
Читайте также:
Алкаши больше не выпьют Hugo Boss. "Л'Этуаль" и "Рив Гош" перестраховались
"Лосьон на бруньках". Кто выпускает и продаёт "водку для бедных"