Смерть отменяется. Почему врачи видят рак там, где его нет
Фото: © East News/BURGER/PHANIE
По оценкам врачебных ассоциаций, 10–35% диагнозов в области онкологии врачи в России ставят неправильно. Об этом Лайфу рассказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов, председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Ян Власов.
Об одном из таких случаев ранее рассказывал Лайф. Максим Дорофеев из Москвы подал в суд на врачей из Института хирургии им. А.В. Вишневского. Два года назад он обратился в клинику с жалобами на бессонницу и повышенное давление. Медики сказали, что у Максима злокачественная опухоль в головном мозге, и назначили операцию. После неё выяснилось, что опухоль была доброкачественной и диагноз был неверным. Медики приняли за злокачественную опухоль врождённое образование, которое полностью удалили.
По словам пострадавшего, в операции он на самом деле не нуждался и она нанесла тяжёлый вред его здоровью. Хирургическое вмешательство привело к тому, что мужчина два года не мог ходить и передвигаться самостоятельно. Сейчас он стал инвалидом первой группы.
— Опухоли центральной нервной системы, опухоли головы, особенно те, которые находятся в области черепа, очень трудно поддаются диагностике, — говорит Ян Власов. — Пока врач её не "пощупает сам", всегда остаётся вероятность, что диагноз на самом деле другой. Даже раньше до МРТ (магнитно-резонансная томография. — Прим. Лайфа) было такое понятие, как "диагностическая трепанация" (образование отверстия в костной ткани черепа. — Прим. Лайфа). Сейчас с приходом визуализационных методов, МРТ в том числе, такие проблемы стали постепенно решаться, но не на 100%.
Эксперт отметил, любой нормальный врач, если он видит в голове пациента опухоль, будет ориентироваться на худший сценарий (то есть заподозрит рак), чтобы спасти жизнь пациента.
— Неизвестно, как бы эта опухоль повела себя дальше, — говорит Ян Власов. — Бывают случаи, когда опухоль "висит" годами, а потом в один прекрасный день вырастает в 3 раза, и человек может умереть. В любом случае человек пострадал. Необходимо собирать комиссию из врачей-экспертов, чтобы обсудить этот случай детально и выяснить, что же произошло на самом деле.
Как ранее Лайфу рассказывал главный врач московской городской больницы № 71 Александр Мясников, нередко бывает так, что все анализы указывают на рак, а после операции обнаруживается, что рака не было.
— Допустим, УЗИ показывает, что у женщины увеличены яичники, — сказал он. — Она сдаёт анализ на онкомаркеры, и оказывается, что показатели действительно превышают норму. Женщине делают операцию, и уже после этого (ведь удалённые ткани также отдают на анализ) выясняется, что рака у неё не было, что операция прошла зря. По словам Александра Мясникова, такая судьба у 9 из 10 пациенток, отправленных на операцию после диспансеризации.
— Случай постановки ложного диагноза в онкологии, к сожалению, случаются, — говорит хирург-онколог РНИМУ им. Н.И. Пирогова Константин Титов. — Но это скорее бывает в многопрофильных клиниках, которые работают по всем направлениям. Для специализированного учреждения, тем более такого уважаемого, как институт Вишневского, такой случай нехарактерен.