Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
23 декабря 2016, 05:00

Как сэкономить 30 млрд. Врачи будут заполнять карты голосом

Фото: © Агентство городских новостей «Москва»

Фото: © Агентство городских новостей «Москва»

"Ростелеком" заявил о готовности избавить врачей от необходимости писать и даже печатать. Компания предлагает создать систему, с помощью которой медики смогут заполнять карты голосом — будут просто говорить, а на компьютере будет появляться текст. Предложение, как стало известно Лайфу, уже направлено в Минздрав. Идея выглядит вполне интересной, учитывая то, что из-за неразборчивого врачебного почерка больницы и поликлиники получают от страховых компаний многомиллиардные штрафы (так, в 2015 году с медучреждений было взыскано 30 млрд рублей за недочёты в оформлении медицинской документации). Но приживётся ли эта идея? Не факт: московские врачи уже попробовали заполнять карты голосом — и из этого ничего не вышло. 

13 декабря вице-президент "Ростелекома" Артемий Прокопенко направил директору Департамента информационных технологий и связи Минздрава Елене Бойко письмо (копия есть у Лайфа), в котором рассказал о предложении компании — провести "пилотный проект, предусматривающий использование технологий распознавания речи врачей". 

Этот вопрос в общих чертах обсуждался в октябре на совещании у зампреда правительства Ольги Голодец. Как сказано в протоколе совещания (копия есть у Лайфа), Минздраву поручено "организовать проведение пилотного проекта, предусматривающего использование технологий распознавания речи врачей". И теперь "Ростелеком" в своём письме описывает проект подробнее. 

Врачи будут надевать специальную гарнитуру (с маленьким микрофоном у рта) и надиктовывать информацию для карт, протоколов и других документов. Сервис распознавания профессиональной медицинской речи от компании ПАО "Ростелеком" будет превращать слова в печатные знаки. В презентации, приложенной к письму, утверждается, что "качество распознавания речи достигает 96%", "распознаются все медицинские термины и выражения", "в систему не попадают посторонние голоса и шумы". 

Также в презентации перечислены положительные эффекты работы системы: "значительное сокращение времени на заполнение необходимых медицинских документов", "повышение качества предоставления медицинских услуг за счёт возможности потратить высвободившееся время на осмотр пациента и постановку диагноза", "увеличение количества обслуживаемых пациентов в день", "улучшение качества жизни и здоровья граждан".

"Ростелеком" предлагает провести пилотный проект в Мурманске — на базе Мурманской областной клинической больницы имени П.А. Баяндина. При этом, как говорится в письме, могут быть дополнительно выбраны ещё семь медучреждений. Предположительно, тестировать систему будут врачи, которые проводят УЗИ, томографию головы или рентгеновские исследования ("выбор конкретной специализации будет осуществляться совместно с главным врачом"). Пилотный период будет длиться три месяца — и потом специалисты "Ростелекома" вместе с медиками и администрацией клиники обсудят эффективность. 

В презентации говорится о двух дополнительных сервисах. Во-первых, это система голосовой самозаписи пациентов к врачам. То есть пациент не тыкает пальцем на разные кнопки в инфомате поликлиники, как сейчас, а общается с ним — можно сказать, как с человеком. В презентации приводятся такие цифры: "67% клиентов удобнее пользоваться виртуальным консультантом", "64% клиентов считают, что кнопочное меню предлагает не то, что им нужно", "54% клиентов считают, что виртуальный помощник позволяет быстрее получить нужную информацию", "удовлетворённость клиентов составила 86%". 

Мы попытались уточнить в пресс-службе компании, из какого конкретно исследования были взяты эти цифры, — но нам ответили, что никакие подробности, связанные с проектом, сейчас компания не комментирует. 

Во-вторых, "Ростелеком" предлагает дополнительно сделать аптечный сервис. Сначала клиент регистрируется в аптечной сети, а потом может купить лекарства дистанционно через интернет-магазин, "пройдя процедуру подтверждения личности с помощью лицевой и голосовой биометрии". 

Не исключено, что "Ростелеком" будет создавать технологию не с нуля, а воспользуется готовыми решениями. Осенью сообщалось, что компания "Центр речевых технологий" (ЦРТ) получит 250 млн рублей на разработку программы, которая позволит врачам наговаривать анамнез и назначения в микрофон. 

Московские врачи с голосом не справились 

Ещё в 2014 году сообщалось, что врачи в Москве будут заполнять карты голосом. Как рассказывал глава столичного департамента информационных технологий Артём Ермолаев, врач, осматривая пациента или его рентгеновский снимок, может сразу же диктовать свои наблюдения в микрофон. А система распознавания речи запишет слова в виде текста в электронную карту. 

В первую очередь система предназначалась для терапевтов. Московские власти поняли, что тем трудно освоить компьютер, и решили облегчить им жизнь с помощью голосового набора. Но оказалось, что жизнь врачей стала от этого только труднее. 

— Мы отказались от этой идеи, — сказал Лайфу замглавы департамента информационных технологий Владимир Макаров. — Потому что не работает. Нет наработанных навыков у врачей.

То есть врачи не были избавлены от необходимости общаться с техникой — просто формат этого общения был изменён. И им всё так же приходилось нажимать на кнопки, открывать файлы и т.д.

Эксперты считают, что мурманским медикам тоже может быть нелегко подружиться с новым сервисом — потому что говорят медики якобы не лучше, чем пишут.

— Простые и чётко сказанные тексты компьютер распознает, но где вы видели чётко говорящего врача? Обычно они говорят быстро и не совсем чётко, — говорит советник президента России по развитию Интернета Герман Клименко. 

По его мнению, правильнее было бы перейти к хранению аудио.

— Это более достоверная история: можно прослушать, и это пациентам было бы интереснее, потому что наконец-то хотя бы стало понятно, что врачи пишут, — пояснил свою позицию Клименко. — А если текст будет автоматически расшифровываться, тут может быть большой процент ошибок. На текущий момент такие программы не распознают запятые и другие знаки препинания. Для того чтобы записывать текст и потом на него опираться, нужно, чтобы программа была более совершенной. Если сравнивать с шахматами, то в идеале нужно, чтобы такая программа работала на уровне мастера спорта, а на текущий момент она распознаёт речь на уровне второго разряда. Тоже неплохо, но для врачей этого будет недостаточно.

При этом саму идею Клименко назвал перспективной. 

— Это очень хорошая задача, на неё надо тратить ресурсы, — сказал он. 

Стоимость разработки он оценил в десятки миллионов долларов.

— Скорее всего, для такой работы нужно будет нанять человек 40 хороших программистов, которые в течение года будут над этим работать, — добавил советник президента.

Что говорят о таких программах их владельцы?

Например, у "Яндекса" есть технология SpeechKit. Как сообщала пресс-служба компании, эту технологию начал использовать в том числе сотовый оператор "Мегафон". В результате появился виртуальный консультант Елена — она принимает звонки от абонентов и вполне свободно с ними разговаривает. Как сообщается, была создана языковая модель, которая учитывает специфику телефонных консультаций. Услышав вопрос, консультант сверяется с классификатором и выбирает одну из 60 тематик. Робот может задавать уточняющие вопросы, а в сложных случаях соединять с консультантом-человеком.  

При этом представитель компании "Астерос" (она встроила систему "Яндекса" в инфраструктуру "Мегафона") ранее говорил, что такая система подходит и для здравоохранения. 

— Если перенести подобный опыт в сферу медицины, это позволит добиться очевидного положительного эффекта за счёт высвобождения времени операторов и консультантов медицинских центров и учреждений для оказания первой помощи в критических для жизни случаях, — сказал представитель компании. 

Проблема действительно есть

Бумажная рутина — одна из проблем современной медицины. Избавить медиков от бесконечного заполнения документов призвал даже президент Владимир Путин в своём послании к Федеральному собранию. Медиков эти слова не оставили равнодушными. 

— От 60 до 90% времени уходит на заполнение документации, — сказала участковый терапевт диагностического центра № 5 в Москве Анна Землянухина. — Например, информированное добровольное согласие — по закону мы должны его брать, но ведь есть же сейчас у нас в Москве, по крайней мере, ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система. — Прим. Лайфа), и, наверное, можно было бы хотя бы автоматически вставлять все данные и ставить в курс дела пациента. А пока мы в 10 бумажках заполняем одно и то же от руки. Допустим, у нас есть препараты льготные, которые инвалидам выписываются через врачебную комиссию. И мы в документах в четырёх местах повторяем название препарата — для чего? Мы вклеиваем рецепт в карту, и там же мы обязаны вписать номер рецепта на листочке с осмотром. Абсурд!

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров