Русские программисты штурмуют НХЛ и обещают мировую революцию

Русские программисты штурмуют НХЛ и обещают мировую революцию

Фото: © L!FE.

9884
Лайф побывал на презентации хоккейной аналитической системы Iceberg, разработанной российскими специалистами при участии легендарного тренера Вячеслава Быкова и уже пробивающей себе дорогу за океан, в Национальную хоккейную лигу.

Начало XXI века — пожалуй, самое быстрое время за всю историю человечества. Люди, родившиеся в конце прошлого столетия, успели застать за свою короткую по меркам истории жизнь распространение компьютеров, Интернета, мобильных телефонов, скачок технологий в медицине и биофизике.

Технологии в спорте — сюжет, только начинающий развиваться. Шагнули вперёд спортивные трансляции — ещё лет 10 назад статистика обычного футбольного матча ограничивалась ударами в створ и угловыми, которые можно было посчитать и вручную. Сейчас посчитать можно всё, вплоть до того, какой пяткой чаще прокидывает Криштиану Роналду мяч между ног соперников. Мы стоим на пороге введения в виде спорта № 1 видеоповторов в спорных ситуациях, уже появилась технология определения взятия ворот...

В хоккее видеотехнологии хотя и используются шире, но статистический подсчёт затруднён. Виной этому и скорость игры, и размер шайбы. А вокруг КХЛ постоянно ходят издевательские разговоры о дворцах-"сараях", плохом качестве картинки и слабом по сравнению с НХЛ интерактивным наполнением.

В четверг в Москве прошла презентация проекта Iceberg — системы хоккейной аналитики на основе технологий искусственного интеллекта, "машинного зрения" и методов анализа больших данных. Российские разработчики заявляют о ни много ни мало революции в сфере хоккейных технологий и проводили представление проекта под громким лозунгом "Хоккей уже не будет прежним".

Среди аналитиков проекта выступал и легендарный советский игрок и российский тренер Вячеслав Быков — олицетворение как раз-таки прежнего, могущественного советского хоккея. Но двукратный олимпийский чемпион всячески ратовал за то, чтобы забыть прошлое и двигаться в будущее, ведь последняя крупная победа российского хоккея датируется 2008 годом: тогда на чемпионате мира в Квебеке наша сборная под руководством Быкова выиграла в историческом финале у Канады. Команды на том юбилейном в честь 100-летия Международной федерации хоккея турнире собрались в сильнейших за несколько десятилетий составах.

Главным инвестором Iceberg является Владислав Мартынов — создатель первого русского смартфона YotaPhone, а его сын Александр — идеолог и основатель стартапа.

Александр учился в Канаде, потом стал аналитиком НХЛ и заметил, что хоккей на фоне других популярных в Северной Америке видов спорта сильно уступает в технологическом плане (страшно подумать, где же тогда КХЛ?), и совместно с российскими айтишниками разработал систему под названием Iceberg.

Александр говорит, что в ряде клубов НХЛ заинтересовались предложением: как он надеется, российская разработка круче американской.

Сейчас система используется в клубе НХЛ "Нью-Йорк Айлендерс" (в прошлом сезоне дошёл до 1/4 финала Кубка Стэнли) и хоккейных академиях Европы. В планах разработчиков — расширение поля деятельности: в ближайшее время систему будут демонстрировать в Нью-Йорке и Чикаго, также идут переговоры с КХЛ о внедрении на уровне лиги. Пока в КХЛ наработками проекта Мартыновых пользуется ХК "Сочи", вчера был подписан контракт c полуфиналистом Шведской лиги — 2015/16 "Векшё Лейкерс".

Глава отдела маркетинга КХЛ рассказал Лайфу, что контакт с Iceberg у лиги налажен давно, но проникновению системы мешает техническое оснащение арен. Кроме того, по регламенту лига не может обязать все клубы её использовать.

Система основана на технологии компьютерного зрения, позволяющей превратить ледовую площадку в модель, на которой игроки — точки, совершающие определённые действия с шайбой и двигающиеся в координатной плоскости с определённой траекторией и скоростью. Технологии, основанные на так называемой гравитационной теории, используется многими компаниями розничной торговли, в аэропортах и на общественном транспорте и позволяют считывать потоки людей в различных направлениях с помощью камер и выявить предпочтения потребителей в отдельном магазине или пропускную способность той или иной станции метро.

По такой же схеме работает и Iceberg. До игры на трибунах ставятся 3 камеры, снимающие 3 зоны площадки.

Картинка склеивается в единую панораму, по которой двигаются точки — хоккеисты и шайба. Оцениваются более 500 показателей вплоть до эффективности сейвов вратаря по углам ворот, владения шайбой, количества открываний в свободных зонах и так далее. За один матч в облаке для хранения информации появляется 1 млн строк данных.

В разной форме такие системы существовали и ранее, в частности в футболе. Однако для хоккея, как говорят разработчики, система уникальна — даже в Северной Америке уровень автоматизированной обработки данных куда ниже, чем в российском проекте.

В будущем проект будет помогать скаутам отыскивать игроков, подходящих под конкретные требования тренерского штаба, а любителям спортивных ставок — повышать прибыль. Знания всех цифр увеличивают вероятность победы как минимум на 5–10%.

После таких обещаний можно задуматься о будущем тренерской работы. Ещё несколько лет — и на тренерскую скамейку сборной России вместо Олега Знарка можно будет ставить робота, обрабатывающего цифры и автоматически определяющего, кто в данный момент на кого сменится.

Правда, как заявляют программисты, для перехода работы на режим "онлайн" есть два препятствия.

Во-первых, силовые приёмы и просто контакты игроков, когда на доли секунды модель может не распознать точки. Такие ошибки корректирует оператор после матчей.

Во-вторых, объём данных и скорость интернета на хоккейных аренах.

Эксперт Iceberg, бывший тренер сборной России и двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Быков также считает, что тренерам безработица не грозит:

— Такая аналитика пойдёт тренерам только в плюс. Сейчас все уже научились вести силовую борьбу, готовиться тактически. На первый план выходят детали — а именно их предоставляют для тренерского штаба такие "умные" системы. Но их всё равно надо уметь использовать.

Эволюция необратима. Мой внук уже в 2 года знает, как пользоваться IPad, хотя разговаривать ещё не научился. Поэтому такие технологии в спорте могут только помочь — в комплектовании, обучении команды...

И, кстати, — в мотивации. В СКА мы всегда вешали в раздевалке таблички с личными статистическими показателями всех игроков. Теперь в любой спорной ситуации тренер может ткнуть игроку в файл и сказать: ты двигался в оборону с низкой скоростью, так что иди тренируйся.

— В чём особенность именно этой разработки?

— Прежде всего, это русский продукт, который придумали наши ребята.

— Развитию российского хоккея он может помочь?

— Надо внедрять такие системы в детско-юношеский спорт, конечно, потому что мы не должны отставать от конкурентов. Сейчас это первостепенная цель как для КХЛ, так и для сборной. И я ставил задачу перед разработчиками: можем ли мы внедрить компьютерную технологию в том числе и на молодёжном, детском уровнях и как это сделать. Её надо тестировать. Пока мы в начале пути.

— С такими техническими ноу-хау Россия могла бы выиграть Олимпиаду в Сочи или Ванкувере?

— С такой базой данных не исключаю, что результаты были бы лучше.

Главный инвестор компании и разработчик YotaPhone Владислав Мартынов также заявил, что к хоккейным победам Россия с такой технологией была бы ближе, но гарантий давать не стал:

— Скажу так: с нашей системой шансы на успешное выступление на Олимпиадах у нас были бы выше.

— Как вообще возникла идея прийти с такой технологией в хоккей?

— Будучи трёхлетним ребёнком, я смотрел вместе с отцом суперсерию СССР — Канада 1972 года. Помню, как переживал мой папа и я вместе с ним — это одно из главных воспоминаний моего детства. С тех пор я полюбил хоккей, причём, видимо, настолько, что это передалось моему сыну-математику. Он стал аналитиком в НХЛ и заметил простор для такого технологического прорыва.

— За счёт чего российским разработчикам удалось выйти на рынок НХЛ? В Северной Америке статистика была всегда развита лучше. 

— Большинство наших конкурентов собирают статистику в полуавтоматическом или ручном режиме. Они используют телевизионную картинку, то есть не видят полной картины игры. К тому же делается это очень долго. У нас процент ошибки — около 4% против 25%.

— Откуда вы черпаете кадры? Это российские специалисты, иностранные аналитики?

— Костяк команды — российские программисты и айтишники. Иностранцы занимаются в основном продажами и послепродажным обслуживанием.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×
Скачайте в App Store
#Первые по срочным новостям!
Загрузите на Google Play
#Первые по срочным новостям!