11 января 2021, 00:40
14701

Купи и попрощайся. Почему не стоит отдавать машину в аренду каршерингу

В России сотрудничество автовладельцев и каршеринговых компаний под большим вопросом. Заработать на таких инвестициях можно, но выгода для собственников авто и условия сомнительны

Фото © Shutterstock

Читать на сайте Life.ru

Будет удобно

Инициатива создания гражданского каршеринга (когда обычные люди сдают авто в пользование и получают деньги за аренду) обсуждалась давно. Коммерческие структуры сообразили, на чём можно делать деньги, и теперь предлагают всем желающим предоставить автомобиль для сервисов поминутной аренды — каршерингов. Точка зрения каршерингов на такую инициативу понятна — чем меньше залоговых автомобилей (или лизинговых), тем меньше финансовая нагрузка. Есть и другие плюсы.

Главное достоинство такого подхода к организации бизнеса — значительная экономия средств. Крупный агрегатор с большим парком машин от простых водителей позволит повысить конкуренцию на рынке столичного (и вообще любого) каршеринга и, как следствие, спровоцирует улучшение сервиса и выравнивание тарифов на поминутную аренду авто, которые после начала пандемии не отличаются особенной адекватностью.

Где гарантии?

Правда, если подойти к инициативе со стороны водителей, то вопросов, на которые нужно дать ответы задолго до запуска сервиса, оказывается очень много.

Для начала нужно понимать, что далеко не все автомобили пройдут проверку и смогут попасть в базу операторов каршеринга. У ключевых игроков на рынке: "Яндекс.Драйв", "Делимобиль", Belka, Anytime и даже компаний поменьше — в парке всегда находились новые автомобили. Средний срок эксплуатации для таких машин не превышал трёх лет, а это значит, что трёхлетняя иномарка или более "свежая" отечественная машина — это, вероятно, максимально допустимый возраст для "народного каршеринга" в будущем. Но это в лучшем случае. Фактически такие программы, как запущенный каршерингом YouDrive сервис, не дают физическому лицу владеть автомобилем. Обычный человек или компания инвестируют в покупку автомобиля, передавая его в пользование оператора каршеринга. За это полагается вознаграждение — 11 процентов годовых. Много это или мало, сказать сложно.

Важная особенность, по словам адвоката Петра Серебрянского, касается обслуживания автомобилей. Если пользователь попадёт в ДТП из-за неисправного автомобиля, то кто должен отвечать за содеянное и возмещать ущерб?

Здесь очень тонкий момент. Сразу скажу, что в чистом виде инвестирование — довольно спорный подход, поскольку актив (машина) постоянно изнашивается. Если автомобиль приобретается на физлицо и передаётся по договору аренды в компанию, собственник в случае аварии должен будет подтвердить, что на момент передачи в каршеринг с машиной всё было в порядке. Не берусь делать однозначные выводы, но мне кажется, что владельцам машин такие вопросы будут неприятны

Здесь очень тонкий момент. Сразу скажу, что в чистом виде инвестирование — довольно спорный подход, поскольку актив (машина) постоянно изнашивается. Если автомобиль приобретается на физлицо и передаётся по договору аренды в компанию, собственник в случае аварии должен будет подтвердить, что на момент передачи в каршеринг с машиной всё было в порядке. Не берусь делать однозначные выводы, но мне кажется, что владельцам машин такие вопросы будут неприятны

Пётр Серебрянский

Адвокат

Это обстоятельство (а также откровенно небольшой годовой доход) пока отталкивает пользователей от покупки автомобилей под аренду, хотя представители каршеринга YouDrive, где "гражданский каршеринг" работает с 2019 года, отмечают: 400 человек вложились в покупку 700 автомобилей, что для Москвы неплохой результат. Юрист Максим Беспалов пояснил, что, если желание купить авто под каршеринг не пропало, нужно внимательно читать договор.

Когда я вижу такие инициативы, я беру в руки калькулятор. 11 процентов в год — это 33 процента за три года. Обычно столько автомобиль находится на гарантии у дилера. Дальше за его безопасность никто ответственности не несёт. Если в договоре на передачу автомобилей будут прописаны условия — не более трёх лет по возрасту авто и не более 100 тыс. по пробегу, то владельцы автомобилей могут ничего не заработать. Кто потом будет брать на себя расходы по выплате компенсаций за амортизацию, тоже непонятно. Мне почему-то кажется, что каршеринги не собираются доплачивать водителю разницу между рыночной ценой автомобиля и ценой за его реальное состояние

Когда я вижу такие инициативы, я беру в руки калькулятор. 11 процентов в год — это 33 процента за три года. Обычно столько автомобиль находится на гарантии у дилера. Дальше за его безопасность никто ответственности не несёт. Если в договоре на передачу автомобилей будут прописаны условия — не более трёх лет по возрасту авто и не более 100 тыс. по пробегу, то владельцы автомобилей могут ничего не заработать. Кто потом будет брать на себя расходы по выплате компенсаций за амортизацию, тоже непонятно. Мне почему-то кажется, что каршеринги не собираются доплачивать водителю разницу между рыночной ценой автомобиля и ценой за его реальное состояние

Максим Беспалов

Юрист

По словам Беспалова, владельцам автомобилей такое предложение может быть интересно только в одном случае, если каршеринг после трёх лет использования арендной машины выкупит её себе в собственность по рыночной цене. Однако есть подозрение, что предложение может оказаться не таким щедрым, как ожидают инвесторы.

В связи с этим возникает и другой вопрос: кто будет платить за регулярное обслуживание в авторизованных сервисных центрах? Владельцы или сами водители? На аренде автомобилей (как и любой нормальный водитель) собственники таких авто хотят зарабатывать, а не тратить время и финансы на обслуживание.

Тариф "народный"

Фото © Shutterstock

С того момента как каршеринги встроились в городскую систему общественного транспорта, прошло немало времени. За пять лет сервисы эволюционировали и предлагают пользователям гибкие условия работы. Постепенно на рынок каршеринга начинают выходить и автопроизводители. BMW, Mercedes, Kia и Hyundai уже тестируют сервисы подписки, которые позволяют брать автомобиль либо в краткосрочную аренду, либо забирать машину для длительных поездок.

При этом забирать и отдавать машину приходится только в дилерских центрах, в то время как классический каршеринг позволяет брать машину там, где удобно. Однако сервисы поминутной аренды оснащают свои авто системами телематики и слежения за поведением водителя, и очевидно, что клиенты гражданского каршеринга могут не обрадоваться, если такими устройствами должны будут оснащаться их собственные, зачастую кредитные машины, для которых любое вмешательство в электронику — верный способ лишиться заводской гарантии. Специалисты по экономике предприятий отмечают, что риск остаться без поддержки завода-производителя тоже становится существенным фактором, который сдерживает инвесторов от решения войти в бизнес.

Другой вопрос — предложение купить автомобиль определённого бренда за клиентские деньги. Некоторые пользователи отмечают, что с выкупом и условиями договора передачи автомобиля наблюдаются проблемы.

Скриншот © vc.ru

Эксперты по финансовой безопасности компаний отмечают, что для каршеринговых компаний все возможные риски укладываются в полис каско, а обслуживание в легальном сервисе гарантирует отсутствие юридических проблем в тех случаях, когда безопасность автомобиля вызывает вопросы. Получится ли масштабировать эти процедуры в полноценный, работающий сервис, смогут ли обычные водители подстроиться под требования компаний и каким в итоге будет заработок каждого автолюбителя — покажет время.