Сначала — штраф за ДТП, потом — ещё сто тысяч сверху. Каршеринги могут крепко приложиться к вашей карте
Скоро таким транспортом станет невыгодно пользоваться.
Лихачи за бортом
Каршеринговые компании после пандемии решили внедрить практику "персонального подхода" к каждому клиенту. Но начать решили не с бонусов, а сразу с наказаний. Так, с июля месяца многих нерадивых водителей лишат доступа к льготному тарифу под названием "Проездной".
Его суть проста. "Проездной" — это абонемент на поездки в каршеринге определённой компании. Его можно пополнять или покупать каждый месяц. Средняя стоимость — пять тысяч рублей. В эти деньги входит около одной тысячи минут поездок и примерно 200 минут ожидания. Пользователи каршеринга отмечают, что покупка такого продукта существенно удешевляет поездку, например с 12 рублей в минуту до примерно 6–7. Однако тем, кто однажды побывал в ДТП и, не дай бог, стал его виновником, доступ к выгодным предложениям закрывается.
Фото © Скриншот VK
На вопрос, когда выгодные предложения станут доступны вновь, поддержка каршеринга предпочитает не отвечать. Автоюрист Алексей Поздняков отметил, что после пандемии каршеринги могут переписать (или, как это называют в компаниях, обновить) пользовательские соглашения, которые будут регламентировать работу механизма по отлучению пользователей от дешёвых поездок.
Пока это работает исключительно логично. Если совершил ДТП с участием каршеринга, лишаешься скидки и хороших цен. Но непонятно, куда эта практика заведёт. Если каршеринговые компании получат доступ к базам данных по нарушениям правил дорожного движения, то тогда развернётся настоящая дискриминация по штрафам — если у кого-то будет случайное ДТП, то поездка автоматически будет дороже. О справедливости такого подхода рассуждать рано, но, на мой взгляд, перспектива — так себе
Штраф в миллион
Другая проблема для потенциальных и давно активных пользователей каршеринга — штрафы. Не секрет, что после пандемии работа в этом направлении значительно усилилась. Теперь пользователи получают списания с карт даже за незначительную грязь, которая может появиться внутри салона после обычного дождя. За малейший мусор в машине следующий пользователь получит бонусные баллы (за то, что нашёл, сфотографировал и отправил), а предыдущий водитель, завершивший аренду с грязным автомобилем, получит от полутора до трёх тысяч штрафа. При этом никаких гарантий, что мусор ради бонусов не принёс с собой новый пользователь, разумеется, нет.
Но другая сторона вопроса, по словам юриста Алексея Позднякова, касается штрафов за якобы незавершённую аренду. Суть новой схемы, на которую пользователи активно жалуются как в службу поддержки каршеринга, так и в социальные сети, очень проста. Если команда о завершении аренды через клиентское онлайн-приложение не проходит на серверы каршеринга, то такая аренда по умолчанию может расцениваться как незавершённая. Юристы отмечают, что раньше каршеринги напоминали пользователю об активной аренде через час и два часа после того, как автомобиль оставляли на парковке, но сейчас с оповещением клиента стали тянуть.
Ситуация доходит до смешного. Одному из пользователей "набежала" аренда почти в 90 тыс. рублей. Служба поддержки позвонила ему через неделю! Через неделю! Не через час! Для чего столько ждали? Неужели нет никакой системы мониторинга автомобилей, через которую можно посмотреть активность автомобиля?
Через некоторое время удивился и сам пользователь. Включение приложения показало, что аренда действительно активна, и по первым ощущениям вина за нарушение была очевидной, если бы не одно обстоятельство. Пользователь каршеринга не поленился и провёл собственное расследование — "поднял" записи с камер наблюдения, где оставил автомобиль, и увидел, что, после того как каршеринговый Hyundai Solaris был припаркован по всем правилам, следующий пользователь спокойно активировал его аренду.
Фото © Скриншот VK
Специалист по защите прав потребителей, юрист Муса Байтемиров отметил, что такие случаи не редкость.
Когда начинается досудебное общение с каршерингом, то версия о внутреннем сбое приложения и серверов компании почти никогда не рассматривается. Сумма споров при этом — что-то около 20–25 тыс. рублей. В случае когда претензии компании к пользователю приближаются к ста тысячам рублей, я думаю, эту версию сможет принять или опровергнуть только суд. В любом случае, пользователю лучше приготовиться к попыткам безакцептного списания с карты. Они [списания] регламентированы пользовательским соглашением из-за ущерба и других нарушений, но в случае с незавершённой арендой на 100 тыс. рублей вряд ли будут приниматься в расчёт
Юристы отмечают, что убедиться в стабильном срабатывании приложения практически невозможно, — с "клиентской стороны" всё будет работать так, как надо, никаких дополнительных уведомлений может и не появиться. Юридическая коллизия в первую очередь будет трактоваться в пользу каршеринга, и оператор системы (при наличии денег на карте) может провести списание со счёта в любом указанном ему системой размере. Вернуть эти деньги после решения суда тоже будет сложно, поэтому юристы советуют привязывать к аккаунту в системе каршеринга только карту, остаток на которой не превышает суммы в 3–5 тыс. рублей. Списание этих денег не должно пробить брешь в бюджете водителя, однако вполне может стать основанием для гражданского иска.
- "Делимобиль" проведёт "автомобильный" концерт, на котором выступят "Нервы" и Cream Soda
29 июля 2020, 17:48
- Водитель заплатит за пандемию. Каршеринги взвинтили цены после выхода из карантина
15 июля 2020, 07:30
- В Европе и США о таком только мечтают. Вот 5 российских технологий, которые признаны лучшими в мире
9 июля 2020, 12:00