Наличными или по карте? Как пенсионеров обманывают в магазинах
Из-за распространения коронавируса магазины стали устраивать всё новые и новые акции для пенсионеров. Например, делать особые скидки ранним утром, когда в торговом зале малолюдно. Впрочем, покупка по спецпредложениям не всегда становится выгодной. Недобросовестные продавцы осваивают новые тактики обмана покупателей. Их первые жертвы — пенсионеры.
Фото © ТАСС / Евгений Разумный
За что пенсионеры переплачивают в магазинах
— Стал замечать, что ранним утром в магазине нет некоторых продуктов. Причём самых дешёвых. Пришлось брать подороже. Однажды зашёл после двух часов случайно — а там всё есть! Получилось, что утром покупаешь со скидкой, а оставляешь в магазине больше денег, — жалуется Сергей Викторович.
Встречаются и хитрости с упаковкой. Под акцию подпадают только определённые продукты. Вроде и цена на них заметно ниже, чем на аналогичный товар не по спецпредложению. Только, когда присмотришься, оказывается, что размер упаковки стал меньше.
Отдельная история с товаром на развес. В некоторых магазинах за последнее время таких продуктов стало больше. Формально цена на развес ниже. Но по факту взвешивает товар продавец, и здесь открывается прекрасная возможность для обсчёта. Придя домой и взвесив покупку, можно обнаружить, что переплата составила 50–70%.
— Чаще всего обсчитывают пожилых мужчин. Они обычно никогда не обращают внимания на весы. Мужчины вообще обычно меньше следят за ценами, а пожилые особенно. Чем меньше магазин, тем выше шанс, что вас обсчитают. Мужчинам за покупками лучше ходить только в крупные сетевые магазины. Там всё-таки в последнее время стали больше следить за кассирами. К тому же во многих покупатели взвешивают товар самостоятельно. В мелких магазинчиках и цена может быть сильно завышена, и обсчитать легче. Причём обсчёт может быть очень приличный — в два-три раза, — уверяет бывший менеджер торгового зала в крупном супермаркете Оксана.
Впрочем, переплатить легко можно и в крупном супермаркете. Бывали случаи, когда покупатель брал по акции одну упаковку товара, а в чеке оказывалось две.
Встречаются ситуации, когда по акции для пенсионеров товар покупают вовсе не пожилые люди, а знакомые и родственники кассиров. При этом пенсионерам даже в особые часы продукты пробивают по полной цене.
Наличные или карта? Как не остаться без пенсии в магазине
Сейчас всё больше пенсионеров начинают оплачивать покупки картой. Этим пользуются злоумышленники. За последние месяцы было несколько громких прецедентов, когда пожилой человек отправлялся в магазин за покупками, а фактически оставался без пенсии.
Одна из таких историй стала известна в конце сентября. В Красноярске кассир супермаркета украл у пожилой женщины банковскую карту, на которую перечислялась пенсия мужа. Злоумышленница почти сразу же потратила с неё более 8 тысяч рублей. Полиции удалось найти беглого кассира достаточно быстро, но за это время пожилая пара пережила сильнейший стресс.
Бывали случаи, когда кассиры "помогали" пожилым людям оплатить покупку, а под этим предлогом получали данные карты. Чтобы избежать таких ситуаций, юристы рекомендуют молодым людям объяснять своим пожилым родственникам, как безопасно расплачиваться в магазине. Главное — никому не говорить и не показывать трёхзначный код на оборотной стороне карты. Иначе доказать факт обмана будет очень сложно, а часто — и невозможно.
Можно ли вернуть свои деньги, если вас обманули в магазине
Как следует из закона "О защите прав потребителей", продавец обязан своевременно предоставлять покупателю необходимую и достоверную информацию о товарах. В том числе цену в рублях.
— В данном случае ценник является публичной офертой. Так что, независимо от того как определяет товар считывающее устройство на кассе, вам обязаны продать его именно по той стоимости, которая указана на ценнике. В противном случае продавец нарушает закон, — пояснил старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников.
Если товар пробили по завышенной цене и вы уже за него заплатили, а потом сверили чек и увидели разницу, то нужно обратиться к продавцу, который перенаправит вас к администратору торгового зала. Затем вам должны вернуть разницу между суммой, указанной на ценнике в торговом зале, и стоимостью в чеке.
— При этом неважно, чем вы оплачивали покупку (наличными или картой), разницу вам вернут наличными, — объяснил Петр Гусятников. — Если администратор отказывается решить вашу проблему, то следует попросить жалобную книгу. В ней со всеми подробностями необходимо описать возникшую ситуацию (указать дату, время инцидента, наименование товара, сумму на ценнике и по чеку). Лучше ещё и сфотографировать товар с ценником в качестве доказательства. Для получения письменного ответа на вашу жалобу нужно указать ваши контактные данные. Вы должны получить ответ в течение пяти дней. Параллельно можно обратиться в Роспотребнадзор. По вашему обращению он обязан организовать проверку торговой точки и сообщить вам о результатах.