17 ноября 2020, 00:40
14621

SpaceX может обнулить достижения "Роскосмоса". NASA планирует полностью отказаться от российских ракет

Из-за регулярных полётов спрос на российские ракеты может заметно упасть. Космические запуски для зарубежных заказчиков не основная, но важная статья доходов "Роскосмоса", и её потеря может обернуться настоящей катастрофой.

Фото © Getty Images

Читать на сайте Life.ru

Вот когда полетят — тогда и поговорим

Долгие годы Илон Маск, да и любая частная космическая компания вообще не воспринимались как угроза существованию российской космонавтики. Но знаменитая картинка "Вот когда... тогда и поговорим" за пять лет с момента начала активных полётов ракет SpaceX существенно изменилась. 2020 год — рубеж, достижение которого — хороший повод подумать, куда идёт российская космонавтика и будет ли место для ракет и кораблей в ближайшее время. Особенно острым этот вопрос стал после первого полёта серийного корабля Crew Dragon — 16 ноября первый квартет астронавтов NASA отправился на МКС на новом американском корабле.

В 2020 году результаты "Роскосмоса" оказались вдвое скромнее американских: 12 успешных запусков против 21 у SpaceX. И если само по себе количество запусков не может свидетельствовать об успешности той или иной программы или компании, то степень инноваций и прорывных решений в этом контексте тоже стоит учитывать. Главная космическая новость 2020 года — первый полёт пилотируемого корабля Crew Dragon собственной разработки SpaceX и второй (но первый по счёту) полёт этого же корабля с полным экипажем из четырёх астронавтов. Шутка Илона Маска и директора NASA Джима Брайденстайна о том, что "батут работает", стала логичным завершением многолетней зависимости NASA от российских ракет.

Но по-своему был прав и глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин, когда говорил, что напрямую сравнивать SpaceX и "Роскосмос" нельзя, поскольку главная цель российской госкорпорации — исправная работа над федеральной космической программой. Но не стоит забывать, что доставка американских астронавтов на российских ракетах оказалась прибыльным делом. На ней "Роскосмос" зарабатывал от $30 до $560 млн ежегодно, а всего с 2006 по 2020 год NASA перевело на счета "Роскосмоса" более 4 млрд долларов за доставку астронавтов. Нелишним будет сказать, что именно NASA долгое время, по сути, являлось головным заказчиком российских ракет "Союз", на которых "космические люди" летали на работу в космос. Теперь потока валюты со стороны NASA не будет, поскольку потребность в российских кораблях для США исчезла.

По словам эксперта РСМД Александра Ермакова, несмотря на снижение спроса по пилотируемым кораблям, заказы на пуски "грузовиков" могут, напротив, увеличиться.

Вполне вероятно, что на "Прогрессы" заказы вырастут. "Грузовики" в космосе — вещь нужная, да и, в отличие от пилотируемых программ, проектов, где они (грузовики. — Прим. Лайфа) понадобятся, не меньше, чем проектов, связанных с пилотируемым космосом

Вполне вероятно, что на "Прогрессы" заказы вырастут. "Грузовики" в космосе — вещь нужная, да и, в отличие от пилотируемых программ, проектов, где они (грузовики. — Прим. Лайфа) понадобятся, не меньше, чем проектов, связанных с пилотируемым космосом

Александр Ермаков

Эксперт РСМД

Ракета не той системы?

Разумеется, иметь две космические системы — "Союз" и Falcon — с пилотируемыми кораблями для бесперебойных полётов на МКС — отличный шанс договориться о международном партнёрстве, однако широких жестов со стороны NASA всё-таки ждать не стоит. С учётом того что даже на Луну во главе с NASA собралась исключительно широкая коалиция, но без России, аварийная ситуация на Байконуре или в сборочном цехе во время подготовки российской ракеты может обернуться настоящим кошмаром. Главная особенность российских одноразовых ракет — не их стоимость, как многие могут подумать. Российские "Союзы" до сих пор дешевле американских Falcon 9 — 48,5 млн за пуск против 65 млн у Илона Маска.

Главная трудность — срок их производства. С учётом того что после пуска с космодрома разгонные блоки сгорают в атмосфере, а не возвращаются к месту старта, в постоянной готовности должно находиться сразу несколько ракетных комплексов, производить которые "про запас" никто не станет. Зато у SpaceX к концу 2021 года в постоянно готовом к полёту состоянии будет находиться не менее десятка ракет Falcon 9, которых хватит и для обслуживания государственных (военных) заказов, и для любой миссии на МКС. Лишь бы платили деньги. Бартерная схема полётов, на которую рассчитывают российские специалисты, на деле может оказаться далеко не такой выгодной, как все считают. И причин сразу несколько.

Удар по имиджу

Позиция отстающей стороны в космической гонке практически не оставляет "Роскосмосу" шанса на манёвр. Задержка первого полёта "Ангары" и в целом весьма трудный ход работ над самой ожидаемой и одной из самых проблемных (в плане постройки) ракет практически исключают её коммерческое применение. С учётом того что ввод в эксплуатацию комплекса "Морской старт", многоразовой ракеты "Союз-СПГ" и разгонных блоков "Крыло-СВ" задерживается на неизвестный срок, единственное космическое окно для "Роскосмоса" останется прежним — одноразовые ракеты "Союз", которые дешевле в производстве исключительно за счёт отработанной годами технологии.

C учётом того что космическую промышленность неоднократно сотрясали скандалы, связанные с ракетой-носителем "Протон" (некогда основным "грузовиком" для МКС), производство носителя этого типа также находится под угрозой. Кроме того, за 14 лет сотрудничества места для американских астронавтов на борту "Союзов" подорожали почти в пять раз — с 20 млн долларов за кресло до 90 млн долларов. Если российским космонавтам придётся летать на МКС внутри Crew Dragon, то Илон Маск и NASA могут озолотиться: старый фокус с пятикратным ростом стоимости могут вернуть в лучших традициях блюда, которое обычно подают холодным.

Злую шутку, по словам эксперта в области космонавтики и популяризатора науки Михаила Лапикова, может сыграть и другое обстоятельство.

Проблем в том, что у нас особого понимания, что стране от космоса нужно, кроме военного заказа, нет. Этот вакуум порождает метания, в которых нет ничего хорошего

Проблем в том, что у нас особого понимания, что стране от космоса нужно, кроме военного заказа, нет. Этот вакуум порождает метания, в которых нет ничего хорошего

Михаил Лапиков

Эксперт в области космонавтики и популяризатор науки

О новых заказах на места внутри российских "Союзов" со стороны NASA пока не известно. Последний астронавт NASА Кэтлин Рубинс вернулась на Землю в октябре, и с тех пор из-за океана не приходит никаких хороших новостей.

Будет хуже?

Задержка с обновлением ракетных технологий дала NASA и SpaceX фору для укрепления лидерства в космосе. Разумеется, одной лишь коммерческой космонавтикой успехи за пределами атмосферы не измеряются, однако темп, с которым NASA/SpaceX движутся к доминированию в космосе, заставляет задуматься о самом плохом. Самарский РКЦ "Прогресс" — ведущая технологическая площадка, на которой долгое время собирали ракеты-носители "Союз". Если необходимость летать на российских ракетах отпадёт, то почти 20 тыс. заводчан, задействованных на производстве, рискуют остаться без работы. Это же относится и к другим смежным отраслям, так или иначе вовлечённым в производство российских ракет.

Эксперт в области космонавтики и популяризатор науки Михаил Лапиков пояснил, что серьёзное выпадение заказов и снижение спроса со стороны NASA заместить будет очень тяжело, однако никакой катастрофы, во всяком случае пока, ждать не стоит.

Наши [космонавты] летали и летать будут. Некоторое время назад грозились предлагать места космическим туристам, но внимания к этой теме пока немного. Общая закупка ракет после отказа NASA у российских предприятий, конечно, упадёт. Но технически у станции должно болтаться достаточно кораблей, чтобы обеспечить в случае чего полную эвакуацию. Хоронить космонавтов не любит никто

Наши [космонавты] летали и летать будут. Некоторое время назад грозились предлагать места космическим туристам, но внимания к этой теме пока немного. Общая закупка ракет после отказа NASA у российских предприятий, конечно, упадёт. Но технически у станции должно болтаться достаточно кораблей, чтобы обеспечить в случае чего полную эвакуацию. Хоронить космонавтов не любит никто

Михаил Лапиков

Эксперт в области космонавтики и популяризатор науки

Размер первых сокращений приблизительно известен. Для начала стоит отметить, что из 40 запланированных запусков российское космическое агентство реализовало значительно меньше половины. Из 21 запуска, реализованного в 2020 году, "Роскосмос" минимум четыре раза отправлял ракеты к МКС. С учётом того что под каждый пуск производились и сами ракеты, и космические корабли, а также приводилась в порядок инфраструктура (обслуживание которой тоже требует денег и окупается коммерческими заказами), выбывание из пусковой сетки от четырёх до восьми стартов в год может лишить страну немалой суммы — от 200 млн долларов до полумиллиарда.

Единственный способ для "Роскосмоса" не только осваивать деньги на федеральной космической программе, но и заново собрать клиентский портфель, который заметно сократился после появления Илона Маска, — вложиться в разработку перспективных и конкурентоспособных ракет, попутно подумав над уникальными, недоступными другим операторам пусков услугами. В принципе, этим в госкорпорации как раз сейчас и занимаются, но быстрым этот процесс не может быть изначально. Резкий старт, который сейчас готовят в "Роскосмосе", должен был состояться примерно десять лет назад, ещё до появления Илона Маска.