19 ноября 2020, 00:40
10346

Ещё не водитель, уже не пешеход. Минтранс и МВД ужесточат требования к электросамокатам

Постепенно владельцев электрического транспорта выводят из категории пешеходов. Статус полноценного участника дорожного движения двухколёсный электротранспорт получит ещё не скоро, однако смертельные аварии и тяжёлые ДТП происходят уже сейчас.

Фото © Shutterstock

Читать на сайте Life.ru

Постепенно приучают к правилам

Предложение замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимира Луговенко определить скоростной порог для средств индивидуальной мобильности (СИМ) в очередной раз породило обсуждения на тему соблюдения правил владельцами самокатов. Суть его проста: предлагается зафиксировать скоростные режимы для всех электросамокатов и электрического транспорта на одном или двух колёсах вообще. Также Минтранс предлагает ввести новые дорожные знаки, которые будут регулировать движение подобных транспортных средств.

Такие нововведения, по словам адвоката Андрея Карпинского, приведут к тому, что владельцы СИМ по умолчанию перестанут считаться пешеходами и ответственность для них в ряде случаев будет наступать как для водителя.

Владельцы СИМ могут спорить с этим утверждением сколько угодно, но они очень хорошо устроились. Когда им выгодно — они пешеходы. Когда они на дороге — они считают себя частью дорожного движения. Особенность в том, что по букве закона и на пешеходных зонах, и на дороге они гости и находиться везде, где они привыкли, они могут только с соблюдением всех правил. Ограничение скорости в 20 километров в час — это логичный и взвешенный шаг, который проведёт черту между ними (владельцами СИМ) и пешеходами в тех зонах, где чаще всего происходят столкновения и травмы

Владельцы СИМ могут спорить с этим утверждением сколько угодно, но они очень хорошо устроились. Когда им выгодно — они пешеходы. Когда они на дороге — они считают себя частью дорожного движения. Особенность в том, что по букве закона и на пешеходных зонах, и на дороге они гости и находиться везде, где они привыкли, они могут только с соблюдением всех правил. Ограничение скорости в 20 километров в час — это логичный и взвешенный шаг, который проведёт черту между ними (владельцами СИМ) и пешеходами в тех зонах, где чаще всего происходят столкновения и травмы

Андрей Карпинский

Адвокат

Ездить не запретят, но отвечать заставят

К слову, уже сейчас за отказ легализоваться и ездить по правилам можно понести заслуженное наказание. Например, за пьяное ДТП на мощном самокате (с выездом на дорогу и столкновением) можно лишиться права управления транспортом на год или полтора. Пьяная езда без прав тоже наказывается по закону. К примеру, теперь владельцы электросамокатов рискуют "попасть" на полноценную "взрослую" эвакуацию — с оформлением, протоколом, оплатой штрафов и услуг эвакуатора.

Однако такие наказания, по мнению журналиста и автомобильного эксперта Юлия Леонтьева, проблему взаимодействия владельцев СИМ с окружающей реальностью не решат.

Я думаю, практика должна быть следующей, группа разбора ДПС должна рассматривать владельца такого транспорта именно как водителя движущегося средства, а не как пешехода. Опять же, СИМ может управлять водитель с 16 лет. Ответственность за его вождение и вероятные ДТП лежит на родителях. Кроме того, вызывает вопросы ограничение в 20 километров в час. Такая скорость слишком велика для пешеходных зон, и пока нет полной ясности, какой именно части движения электросамокатов касается это ограничение. Раз на дороги общего пользования им выезжать без соответствующих документов нельзя, то как и на каком основании двигаться в пешеходной зоне, если они (владельцы СИМ) с точки зрения закона уже не пешеходы?

Я думаю, практика должна быть следующей, группа разбора ДПС должна рассматривать владельца такого транспорта именно как водителя движущегося средства, а не как пешехода. Опять же, СИМ может управлять водитель с 16 лет. Ответственность за его вождение и вероятные ДТП лежит на родителях. Кроме того, вызывает вопросы ограничение в 20 километров в час. Такая скорость слишком велика для пешеходных зон, и пока нет полной ясности, какой именно части движения электросамокатов касается это ограничение. Раз на дороги общего пользования им выезжать без соответствующих документов нельзя, то как и на каком основании двигаться в пешеходной зоне, если они (владельцы СИМ) с точки зрения закона уже не пешеходы?

Юлий Леонтьев

Журналист, автомобильный эксперт

Нужно стать такими, как все?

Замдиректора Департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ Владимир Луговенко пояснил, что проектом изменений в правила дорожного движения предполагается введение ряда дорожных знаков, например "Движение лиц на средствах индивидуальной мобильности запрещено". По сути, на дорогах общего пользования (а возможно, и в пешеходных зонах) появятся участки, доступ на которые верхом на самокате или гироскутере будет запрещён. Впрочем, юристы отмечают, что с точки зрения закона доступ электросамокатам на дороги общего пользования запрещён в принципе — они не могут появляться на проезжей части никогда и ни при каких условиях.

Понятие "электросамокат" в ПДД ещё не введено. А это значит, что электросамокаты подчиняются тем же правилам, что и обычные самокаты. Двигаться только по тротуарам с безопасной скоростью и не выезжать на проезжую часть. Другой вопрос, что владельцы электросамокатов эти правила не исполняют

Понятие "электросамокат" в ПДД ещё не введено. А это значит, что электросамокаты подчиняются тем же правилам, что и обычные самокаты. Двигаться только по тротуарам с безопасной скоростью и не выезжать на проезжую часть. Другой вопрос, что владельцы электросамокатов эти правила не исполняют

Сергей Денисенко

Автомобильный юрист, эксперт по автотранспортным спорам

Однако допускать электросамокаты на дороги общего пользования, по словам юриста Андрея Лухина, ещё опаснее.

Если приравнять владельцев электросамокатов к мотоциклистам, то это будет небезопасно в первую очередь для самих владельцев электросамокатов, так как им придётся пользоваться дорогами для транспортных средств. В этом случае они лишаются права пользоваться тротуарами и должны будут соблюдать ПДД

Если приравнять владельцев электросамокатов к мотоциклистам, то это будет небезопасно в первую очередь для самих владельцев электросамокатов, так как им придётся пользоваться дорогами для транспортных средств. В этом случае они лишаются права пользоваться тротуарами и должны будут соблюдать ПДД

Андрей Лухин

Юрист

При этом, по словам Лухина, введение определённых ограничений при пользовании электросамокатом должно иметь место.

Если будет столкновение с человеком, есть большая разница, произойдёт оно на скорости 20 или 30 км/ч. В любом случае, если по вине водителя электросамоката произойдёт столкновение, в результате которого другой человек получит травму или будет нанесён вред его имуществу, водителю может грозить как гражданская, так и уголовная ответственность. Пока это ещё редкость, но уже известны случаи возбуждения уголовных дел после причинения вреда здоровью пешехода

Если будет столкновение с человеком, есть большая разница, произойдёт оно на скорости 20 или 30 км/ч. В любом случае, если по вине водителя электросамоката произойдёт столкновение, в результате которого другой человек получит травму или будет нанесён вред его имуществу, водителю может грозить как гражданская, так и уголовная ответственность. Пока это ещё редкость, но уже известны случаи возбуждения уголовных дел после причинения вреда здоровью пешехода

Андрей Лухин

Юрист

20 километров в час — это много или мало?

Если бы владельцы мощных электросамокатов были обязаны получать права, то движение со скоростью потока 60–65 километров в час считалось бы нормой. Гонки по трассам и городским магистралям на скорости в 80–90 километров в час в этот раз мы намеренно оставим за скобками. Сосредоточиться нужно лишь на 20 километрах в час — рекомендованном максимальном пороге скорости. С учётом того что двигаться электросамокатам можно только по тротуарам, возникает вопрос: что будет с водителем электросамоката и пешеходом в случае столкновения? Ответ на этот вопрос мы попросили дать кандидата медицинских наук, челюстно-лицевого хирурга Арсена Ованесова. По его словам, даже на вдвое меньшей скорости у владельца самоката есть риск серьёзно травмироваться и травмировать других.

В зависимости от того, как происходит столкновение, страдать могут почти все кости черепа. Травмы у владельцев электросамокатов — довольно распространённые повреждения в последние пару лет. Летом у нас на операции и реабилитации находился пациент, который повредил носовую и слёзную кости, а также верхнюю и нижнюю челюсти. При этом пациент утверждал, что двигался по тротуару и перед ним из обычной арки между домами резко выехал автомобиль

В зависимости от того, как происходит столкновение, страдать могут почти все кости черепа. Травмы у владельцев электросамокатов — довольно распространённые повреждения в последние пару лет. Летом у нас на операции и реабилитации находился пациент, который повредил носовую и слёзную кости, а также верхнюю и нижнюю челюсти. При этом пациент утверждал, что двигался по тротуару и перед ним из обычной арки между домами резко выехал автомобиль

Арсен Ованесов

Кандидат медицинских наук, челюстно-лицевой хирург

Согласованный законопроект Минтранс и МВД могут опубликовать весной — как раз в начале сезона, когда владельцы электросамокатов начинают готовить свой транспорт к использованию в летний сезон.