Обнуление успехов. Ракета "Ангара" полетит в космос, но за рубежом спроса на неё не будет
Второй в истории испытательный пуск ракеты с космодрома Плесецк должен состояться 4–5 декабря, но к программе разработки, конструкции и финансированию ракеты по-прежнему много вопросов. Непонятными остаются и перспективы ракеты за пределами внутреннего рынка.
Коллаж LIFE. Фото © ТАСС / Владимир Смирнов, © Shutterstock
"Ангара" в рублях, долларах и годах
Фото © ТАСС / Гашеев Валерий
Идея создания перспективной ракеты-носителя созрела ещё в конце 80-х годов. Однако политические события и экономическая обстановка вынудили промышленность и ответственные за космос ведомства отложить работы на неопределённый срок. К теме сверхтяжёлой ракеты вернулись лишь в 1992 году. Конкурс на право стать исполнителем программы космического ракетного комплекса тяжёлого класса выиграл ГКНПЦ им. Хруничева, и проектирование новой ракеты, наконец, началось. По замыслу разработчиков, "Ангара" должна была стать единым модульным комплексом, с помощью которого решались бы любые задачи по освоению космоса — и государственные, и частные, то есть рыночные.
Однако достаточного объёма финансирования в 90-х эта программа не получила, и реализацию официально одобренной в 1995 году программы снова отложили до лучших времён. В полной мере к "Ангаре" вернулись лишь в начале нулевых — тогда появились и деньги, и понимание, в каком направлении нужно работать. Первый пуск ракеты-носителя "Ангара-А5" состоялся лишь 23 декабря 2014 года и оказался знаковым для российской космонавтики — тяжёлая ракета с экологически чистыми керосин-кислородными двигателями наконец была построена в металле и доказала верность технических решений.
22 года работ над проектом неизбежно сказались и на стоимости ракеты. В августе 2020 года стало известно, что "Роскосмос" в 1,7 раза увеличил финансирование работ по "Ангаре". Контракт на разработку ракетного комплекса подорожал с 26,2 до 45,5 миллиарда рублей (почти 600 миллионов долларов). Увеличились и расходы на производство каждой ракеты — одна ракета-носитель стала обходиться в 6 миллиардов рублей. Это почти 80 миллионов долларов. Эксперты уверены, что при серийном производстве стоимость будет ниже, но быстрого перехода к недорогим решениям ждать не стоит. Эксперт в области космонавтики и популяризатор науки Михаил Лапиков отметил, что стоимость серийных ракет может быть снижена вдвое.
Летом 2020 года со стороны "Роскосмоса" звучали заявления, что цена будет снижена до 2,9 миллиарда рублей за ракету. Завышение стоимости происходит из-за того, что "Ангару" делают пока как штучное изделие и в конечную цену плюсуются все расходы завода за годы производства, что её фактически удваивает. При серийном производстве цену обещали снизить — ниже трёх миллиардов рублей
Летом 2020 года со стороны "Роскосмоса" звучали заявления, что цена будет снижена до 2,9 миллиарда рублей за ракету. Завышение стоимости происходит из-за того, что "Ангару" делают пока как штучное изделие и в конечную цену плюсуются все расходы завода за годы производства, что её фактически удваивает. При серийном производстве цену обещали снизить — ниже трёх миллиардов рублей
Михаил Лапиков
Однако есть несколько причин, по которым "Ангара" может не стать настолько дешёвой, насколько обещают производители. Всё дело в бесконечной модернизации. С одной стороны, она позволяет улучшать ракету, с другой — приводит к дополнительным расходам.
Что уже готово?
Первый запуск "Ангары-А5". Фото © Wikipedia
Ракета, которая должна отправиться в космос 4–5 декабря, — одна из самых мощных и тяговооружённых в истории российской космонавтики, но далеко не последняя. Семейство ракет "Ангара" насчитывает несколько типов носителей — от лёгкой "Ангара-1.2" и средней "Ангара-3" (аналог ракет-носителей "Союз") до тяжёлых "Ангара-А5" с пятью разгонными модулями. В июне 2020 года в "Роскосмосе" заявили, что "Ангару" могут сделать многоразовой. К этому решению российские предприятия фактически принудили Илон Маск и компания SpaceX, предложившие ракеты-носители Falcon 9 и Falcon Heavy. В России технологии многоразовых универсальных разгонных модулей созданы ещё в конце 90-х, однако широкого применения в космонавтике не нашли.
Доработка "Ангары" до многоразового варианта почти наверняка потребует дополнительных расходов, и, какой в этом случае окажется конечная стоимость ракеты-носителя, неизвестно. Цены на имеющиеся версии "Ангары" остаются фиксированными, но источники Лайфа внутри ракетно-космической отрасли отмечают, что модификации ракеты "Ангара-А5М", "Ангара-А5П" и "Ангара-А5В" могут оказаться дороже на 15, 20 и 25 процентов по сравнению с базовой версией ракеты. К удорожанию может привести смена элементной базы и переход на полностью отечественные решения, доработанные двигатели и "пакет облегчения" конструкции, с помощью которого, вероятно, разработчики пытаются увеличить массу полезной нагрузки. При этом стоит напомнить, что о серийном производстве ракет речь по-прежнему не идёт. Как и шесть лет назад при первом пуске тяжёлой ракеты с Плесецка, на космодромы привозят экспериментальные ракеты, а сама программа до сих пор находится в статусе опытно-конструкторских работ.
Как раз на этом этапе хорошо бы задаться вопросом: если в разработку ракеты вложено более полумиллиарда долларов, то снизить затраты на проектирование и производство, вероятно, помогут зарубежные заказы? С одной стороны, потребность в ракетах "Ангара" может гарантировать Федеральная космическая программа и военные запуски с Плесецка. Но в обоих случаях речь идёт о государственных деньгах, то есть назвать эти финансовые потоки прибылью можно лишь с большой натяжкой, поэтому заказы на "Ангару" неплохо было бы поискать за пределами страны?
С-400 как повод задуматься
Фото © ТАСС / Беляев Денис
В 2019 году Соединённые Штаты Америки пригрозили Индии и Турции санкциями за покупку российских комплексов ПВО С-400. Независимая политика двух стран привела к тому, что вопрос наказания за покупку российского оружия был снят с повестки и тему С-400 перестали обсуждать. Во всяком случае, публично. В том же году произошло и другое важное, но почти никем не замеченное событие. Помимо общего тренда на сворачивание сотрудничества в космосе Минобороны США приложило максимум усилий и фактически вычеркнуло Россию из списка поставщиков космических услуг мирового уровня. Историк космонавтики, блогер и популяризатор науки Виталий Егоров пояснил, что после такого решения Россия может полностью потерять рынок пусковых услуг и заказчиков из развитых стран.
Сейчас США приравняли Россию к Китаю, Ирану и Северной Корее, поэтому мировой космический рынок для наших ракет закрыт, даже если запуск будет стоить 15 копеек. Фактически, если какая-то страна или компания из этой страны будет пользоваться нашими ракетами, под прямые санкции США они не попадут, но эти санкции к ним всё равно применят
Сейчас США приравняли Россию к Китаю, Ирану и Северной Корее, поэтому мировой космический рынок для наших ракет закрыт, даже если запуск будет стоить 15 копеек. Фактически, если какая-то страна или компания из этой страны будет пользоваться нашими ракетами, под прямые санкции США они не попадут, но эти санкции к ним всё равно применят
Виталий Егоров
Особенность такого подхода состоит в том, что нарушителей запрета на сотрудничество с Россией по космосу могут лишить государственных оборонных и частных заказов как в США, так и во всех странах, с которыми у США есть союзнические отношения.
Егоров отметил, что зарубежные заказы приносили "Роскосмосу" до четверти всей прибыли за пусковые услуги и для того, чтобы сохранить хотя бы часть этих доходов, придётся постараться. Единственной возможностью для этого станет разворот в сторону Африки и Южной Америки и в целом ориентация на развивающиеся страны. Сложность для российской космонавтики и ракет "Ангара" как основного транспорта на орбиту состоит в том, что на этих направлениях придётся конкурировать с Китаем и Индией. Время подумать над решением ещё есть, но его становится всё меньше. Запретить своим партнёрам работать с "Роскосмосом" американцы могут уже в 2023–2024 годах. Если это произойдёт, целесообразность инвестиций государства в создание "Ангары" окажется под вопросом. Если спроса на пусковые услуги с "Ангарой" из-за рубежа не будет, исключительно внутренние программы, скорее всего, не сделают её дешевле и доступнее предшественников и зарубежных аналогов. А это, в свою очередь, неизбежно скажется на состоянии всей ракетно-космической отрасли страны.