15 декабря 2020, 00:40
33211

"Она летает, чёрт возьми!" Сможет ли "Ангара" вернуть России статус великой космической державы?

Технологические возможности для этого есть, но на международном рынке российскую ракету-носитель ждут не только конкуренты, но и санкции.

Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images / Qamar Sibtain/The India Today Group / Maja Hitij, © Кадр из видео YouTube / Минобороны России

Читать на сайте Life.ru

Прорыв или рывок?

Без особенной шумихи и пиара ранним утром 14 декабря с космодрома Плесецк стартовала тяжёлая ракета-носитель "Ангара". Этого события пришлось ждать шесть лет — 23 декабря 2014 года в 8:57 утра первая РН "Ангара" отправилась в космос. С тех пор её существенно переработали — новая ракета, по словам источников Лайфа, близких к оборонно-космической промышленности, отличается от первого лётного прототипа по составу оборудования и оснащена более современной системой управления полётом. Бывший руководитель испытательной группы НПО "Молния" (отвечало за разработку многоразового корабля "Буран") Василий Кондрашов пояснил, что шесть лет ракету активно дорабатывали ради одной цели.

Шесть лет это, конечно, большой срок. Но за это время ракета была доведена до состояния, близкого к серийному. Не исключено, что после второго пуска проведут ещё и третий, контрольный. После этого ракета будет сертифицирована как серийное изделие и получит соответствующие документы. Это нужно не только для наших военных, но и для любых заказчиков на пуск ракеты вообще. К тому же для нашей космонавтики — это ракета нового поколения, построенная по новым стандартам качества, безопасности, тяговооружённости. Вне всякого сомнения, для нас это прорыв

Шесть лет это, конечно, большой срок. Но за это время ракета была доведена до состояния, близкого к серийному. Не исключено, что после второго пуска проведут ещё и третий, контрольный. После этого ракета будет сертифицирована как серийное изделие и получит соответствующие документы. Это нужно не только для наших военных, но и для любых заказчиков на пуск ракеты вообще. К тому же для нашей космонавтики — это ракета нового поколения, построенная по новым стандартам качества, безопасности, тяговооружённости. Вне всякого сомнения, для нас это прорыв

Василий Кондрашов

Бывший руководитель испытательной группы НПО "Молния"

Что будет дальше

Эпоха жёсткой конкуренции и проверки международными рынками начнётся для "Ангары" уже через пару лет. 31 декабря 2022 года вступает в силу запрет Минобороны США на сотрудничество с РФ в сфере космических услуг. Если говорить простыми словами, то компании, заказавшие "Роскосмосу" пуски своих спутников, больше не смогут принимать участие в тендерах и конкурсах на оказание таких же услуг для Соединённых Штатов.

Интересно, что этот запрет может коснуться как азиатских и европейских компаний, так и техногигантов ближайшего союзника США — Великобритании. Несмотря на то что оборонные компании этой страны оказывают услуги американским военным, первый кандидат на космические санкции — британский спутниковый оператор OneWeb. Напомним, что эта компания создаёт спутниковую систему для связи и Интернета. Однако в выводе орбитальной группировки на американских ракетах британцам отказали, Илон Маск, у которого уже пять лет исправно летают ракеты собственного производства, реализует свой проект по созданию орбитальной группировки для глобального Интернета. В связи с этим британцы были вынуждены воспользоваться российскими услугами по выводу аппаратов на орбиту.

За популярность у зарубежных клиентов (в РФ главными операторами ракет будут военные, собственно, они и заказывали разработку новой ракеты) придётся побороться. Считается, что ниша тяжёлых ракет — одно из самых перспективных направлений. Характеристики "Ангары" уже известны, а что готово у конкурентов?

Придётся работать локтями

  • Главный и самый опасный соперник "Ангары" — американская тяжёлая ракета Falcon 9 производства SpaceX. Илона Маска можно уважать за умение рисковать и играть на все деньги, но, несмотря на передовые технологические решения, "Сокол" можно назвать коммерчески успешной ракетой лишь с большой натяжкой. Проблема состоит в её особенности — возвращаемом ускорителе. Если делать красиво, то масса полезной нагрузки, отправленной на низкую опорную околоземную орбиту, едва превысит 15 тонн. Если "стрелять" в небо по-старому и не ждать возвращения ускорителя, то вывести на орбиту можно почти 23 тонны.
  • Delta IV Heavy — ещё одна американская ракета-носитель, правда, коммерческих заказов на неё, в отличие от Falcon 9, почти нет. Delta IV летает в интересах американских военных и на данный момент является самой тяговооружённой ракетой-носителем из всех существующих: на НОО в головном обтекателе ракеты можно вывести 28,9 тонны полезной нагрузки. Но она же и самая дорогая. Каждый пуск этой РН обходится заказчикам (американским военным) в 400 млн долларов.
  • У европейцев тоже есть своя "Ангара". Называется она Ariane-5 и используется в основном при экваториальных пусках. Двухступенчатая ракета-носитель тяжёлого класса может выводить на орбиту (в зависимости от конфигурации) от 18 до 21 тонны полезной нагрузки. Правда, как и в случае с Delta IV, эти пуски нельзя назвать дешёвыми. Стоимость каждой поездки на орбиту — 250 млн долларов.
  • Самый спорный и пока что неизвестный игрок на рынке тяжёлых ракет — Китай. Его ракета "Чанчжэн-5" ориентирована скорее на внутренние космические программы — полёты на Луну или куда-нибудь подальше. Однако, если понадобится отвезти на орбиту оборудование зарубежного заказчика, китайцы сделают это за скромные 240–270 млн долларов.

Шанс для "Ангары"

Стоимость ракеты "Ангара", даже с учётом её непростой судьбы, постоянных доработок, претензий и "набросов" в зарубежных СМИ, ниже, чем у любых конкурентов. Конечный ценник "Роскосмосом" ещё не опубликован, однако, исходя из имеющихся данных, можно предположить, что цифра в 80–100 млн долларов будет наиболее приближенной к реальности. Однако не нужно забывать, что "Ангара" — это по-прежнему экспериментальная ракета, а не серийное изделие.

После того как разгонные блоки ракеты станут многоразовыми (а дело идёт именно к этому), срок изготовления снизится с почти года до пары месяцев. Это позволит оперативно решать вопросы выведения в космос не только военных аппаратов, но и любых коммерческих спутников. Единственное, что беспокоит в истории с "Ангарой", — это время, потраченное на её разработку. 22 года — серьёзный срок. За это время рынок пусковых услуг претерпел существенные изменения — и "Ангара" должна, даже обязана научиться возвращать потраченные на неё деньги. Впрочем, рассматривать этот проект исключительно через призму инвестиций не стоит — в конце концов, в "Роскосмосе" не раз заявляли, что его главная задача — обеспечить стране бесперебойный доступ в космос.

Но эпоха одноразовых тяжёлых ракет, кажется, уходит. Американской Delta IV заказывают всё меньше пусков, полёты Ariane 5 в космос назвать частыми нельзя: четыре пуска в 2019 году и всего три в нынешнем. Вероятно, эти ракеты скоро станут никому не нужны, а их место с радостью займёт тот, кто предложит наиболее адекватные условия. Если у создателей "Ангары" получится сделать ракету по-настоящему многоразовой, то Россия не просто вскочит на подножку уходящего поезда пусковых услуг, но и снова может начать диктовать условия и задавать мировые тренды. Успешный пуск тяжёлой "Ангары" морозным утром 14 декабря 2020 года — маленький, но очень важный шаг к возвращению статуса ведущей космической державы.