Тысячи товаров и миллионы рублей. Куда пропадают вещи, которые должны продаваться на Wildberries
Поставщики онлайн-магазина Wildberries бьют тревогу: их товар приезжает на склады маркетплейса, но сотрудники сервиса его не принимают и не возвращают предпринимателям. Бизнес терпит убытки, а покупатели не могут купить то, что хотят.
В Лайф обратился белорусский производитель верхней одежды Arctic Fox. Бренд сотрудничает с Wildberries с осени 2020 года. В сентябре после первой поставки было обнаружено расхождение: после приёмки на складе не хватало одной куртки, которая стоила более 20 тысяч рублей.
— Мы сразу же обратились в службу поддержки поставщиков, писали в чат телеграм-канала сервиса, нам отвечали всегда одно и то же: "Запрос в работе, ожидайте". Только в начале октября служба поддержки сообщила, что деньги за потерянную куртку будут включены в наш счёт продаж товаров на 19–21 октября. Но ни в указанный период, ни позже деньги так и не пришли. Мы опять написали им в службу поддержки, получили ответ: "Будем искать вашу куртку, деньги пока не будем отдавать". Сейчас декабрь. Результата нет, — говорит представитель бренда.
Несмотря на проблемы с первой поставкой, компания отправила в Wildberries ещё несколько партий, которые прошли приёмку сервиса, потерь не было, но цены на все товары были снижены в рамках "чёрной пятницы". Ранее Лайф рассказывал, что Wildberries в одностороннем порядке ввёл скидки на товары, не уведомив об этом поставщиков. Таким образом, скидки продавцов и маркетплейса суммировались, товары уходили за бесценок в ущерб бизнесменам. А тех предпринимателей, кто просил отменить скидки, убирали из каталога на время проведения акции, их позиции покупатели не могли приобрести. По словам поставщиков, ретейлер обещал выплатить компенсации пострадавшим продавцам, но этого не произошло.
В начале декабря Arctic Fox отправил новую партию в Wildberries — 19 дорогих дублёнок. В личном кабинете предпринимателя указаны все маркировки и штрих-коды товара, поскольку сейчас маркетплейс полностью перешёл на электронный документооборот. Водитель бренда отвёз дублёнки на подмосковный склад в Коледино, никаких документов об отгрузке не получил. Предприниматели утверждают, что это обычная практика Wildberries: все данные только через личный кабинет, никаких накладных и отчётных бумаг не предоставляется. Но через несколько дней поставщик получил оповещение: принято две единицы товара. Куда делись 17 дублёнок на общую сумму 485 тысяч рублей и почему вещи не приняты — неизвестно.
— Опять пишем во все службы поддержки. Нам отвечают: "Заявка принята, ожидайте ответ". Из чата поставщиков в "Телеграме" мы узнали, что недостачи выявлены у сотни организаций на миллионы рублей. Спрашиваем у маркетплейса, как мы можем вообще забрать товар, который они не приняли. Отвечают: "К нам на склады вас не пустят, да и что вы заберёте, если товара как бы и нет, его ещё нужно найти", — говорит поставщик.
В чате по расхождениям между отправлениями продавцов и количеством принятого товара состоит более 15 тысяч аккаунтов. Ежедневно поступает 500–800 жалоб от поставщиков, которые пишут о недостачах и пропажах товаров.
Скрин © LIFE
Антон, продавец бытовой химии и детских игрушек, сообщил Лайфу, что из чата поставщики могут легко вылететь — за резкое высказывание, негатив и возмущения модераторы сервиса добавляют предпринимателей в чёрный список.
— Мы общаемся с поставщиками в отдельных чатах, потому что хамство сервиса переходит все границы. У предпринимателей товары пропадают целыми партиями, фурами. Люди несут колоссальные убытки. Конечно, они на нервах и пытаются достучаться до службы поддержки. Но за любое неласковое слово их выкидывают из чата. Приходится покупать новые симки, заново пробираться в "Телеграм", чтобы узнать, как вернуть товар и деньги, — говорит бизнесмен.
Отдельный бизнес сотрудников Wildberries
С сентября 2020 года товары Антона не проходят приёмку на Wildberries. Он часто пишет в чат поддержки с просьбой разобраться в случившемся. Менеджер ему не отвечает. Но зато ему пишут в личные сообщения "специальные люди".
— Мне предлагает человек, представившийся сотрудником Wildberries, решить вопрос с товаром. За 15–20 тысяч рублей он обещает найти мой товар на складе в течение трёх дней и выставить его на маркетплейс. Конечно, я понимаю, что это могут быть мошенники. Поэтому пока ответил этому специалисту, что готов оплатить услугу только после того, как товар будет найден. Он решил взять паузу и подумать. Но, опять же, возрастает риск, что каждая наша поставка после такой сделки будет проблемной, то есть хитрые сотрудники Wildberries постоянно будут "терять" наши товары и требовать деньги за их обнаружение. Хороший бизнес, — говорит Антон.
Предприниматель утверждает, что ему сотрудник, предложивший "помощь", признался: на складе маркетплейса есть воровство, товар как бы теряется, а потом либо вывозится и перепродаётся, либо за дополнительную плату внезапно отыскивается.
Скрин © LIFE
Кроме того, Антон рассказал, что хитрости сотрудников распространяются и на штучный товар, а не только на объёмы поставок. Например, одна из позиций продавца — коробка с 12 пачками салфеток. Покупатели платят за всю коробку. И в течение нескольких недель проблем не было, но затем Антон начал получать отзывы о том, что люди заплатили за полную упаковку, а получили только одну пачку из 12.
— Это как если бы вы купили банку кофе, а в ней была бы только чайная ложка самого напитка. Я написал в Wildberries, мне сказали, что это моя вина: какая-то ошибка в маркировках. Но почему тогда ранее этой ошибки не возникало и товар людям доставлялся в полном объёме? Мне кажется, что сотрудники сервиса просто вскрывали коробки и продавали частями по той же стоимости ради собственной выгоды, — объясняет поставщик.
Пресс-служба Wildberries на вопросы Лайфа по поставкам товаров и расхождениям в данных не ответила.
Поставщики настроены обратиться в полицию и писать заявление о мошенничестве. По мнению председателя организации "Общественная потребительская инициатива" Олега Павлова, договоры с поставщиками у маркетплейса, вероятно, составлены очень грамотно, поэтому правила передачи и приёмки прописаны чётко. Если продавцы считают, что их права нарушены, следует идти к правоохранителям и разбираться в случившемся.
Иван Кургузов, представитель Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и руководитель кластера "Электронная коммерция", отметил, что Wildberries активно растущая компания, поэтому сбои в работе могут происходить и отношение сервиса к поставщикам может иногда быть достаточно жёстким, но о полном исчезновении поставляемых товаров говорить пока сложно.
За девять месяцев 2020 года Wildberries увеличил оборот на 104%, то есть до 285,6 млрд рублей. С онлайн-ретейлером сотрудничают более 58 тысяч поставщиков. И их число увеличивается ежемесячно, поскольку расширяется аудитория маркетплейса — с 12 до 34 млн зарегистрированных пользователей в 2020 году. Но смогут ли покупатели найти всё, что им нужно, на сайте и в приложении сервиса, если товары поставщиков не проходят приёмку и не попадают в каталог, — вопрос открытый.
- Сомнолог объяснил, какие продукты нужно есть для хорошего сна
22 декабря 2020, 02:53
- Утром деньги, вечером ногти. Законно ли салоны красоты требуют предоплату в преддверии Нового года
21 декабря 2020, 21:40
- Не так поняли. В ОНФ объяснили инициативу введения продуктовых карточек для малоимущих
21 декабря 2020, 17:26