Регион

Уведомления отключены

23 декабря 2020, 21:40
13828

Огромный серый "бегемот". Чем судно "Северный полюс" напугало американцев

Второго такого корабля пока нигде нет, и в ближайшие годы ледостойкая платформа "Северный полюс" станет единственным комплексом для масштабных исследований Арктики.

Фото © ТАСС / Пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"

Фото © ТАСС / Пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"

Станции уходят в прошлое

Глобальное потепление и таяние льдов в перспективе могут сделать невозможным использование долговременных исследовательских станций. Не исключено, что в будущем дрейф в Северном Ледовитом океане на льдине станет несбыточной мечтой интроверта с учёной степенью, однако научные данные будут по-прежнему нужны для промышленных, экологических, технологических и военных программ. Возможности детально и длительно изучать Арктику постоянно сокращаются: несмотря на то что огромные контейнеровозы время от времени застревают во льдах и для их спасения требуется прибытие ледокола, основать постоянную арктическую базу в северных широтах становится всё тяжелее.

Дело не только в том, что льдов становится меньше. Главная проблема — отсутствие быстрой реакции, если на станции случится нештатная ситуация (не такая, как в фильме "Нечто" с нападением инопланетян). Для этого Росгидромет заказал у "Адмиралтейских верфей" уникальный корабль, прямых аналогов которому нет во всём мире.

Сама приплывёт и сама останется

8 декабря на петербургских "Адмиралтейских верфях" состоялся спуск на воду самодвижущейся арктической платформы "Северный полюс" — судна, на котором в ближайшие годы российские учёные будут исследовать Арктику без риска для жизни. Его особенность состоит в том, что назвать его кораблём в классическом понимании этого слова можно лишь с большой натяжкой. "Северный полюс" — это, скорее, большая лаборатория, аккуратно вписанная в корпус судна с ледовой устойчивостью. Главное её достоинство — экономичность.

Для того чтобы развернуть станцию на дрейфующей льдине, раньше требовались не только десятки тонн исследовательского оборудования, но и атомный ледокол. Только этот корабль мог спокойно доставить учёных и благополучно вернуться обратно. Но каждый такой рейс влетал в копеечку: за поездку туда и обратно организация, зафрахтовавшая ледокол, должна была заплатить не менее 200 тысяч долларов. Особенность "Северного полюса" состоит в том, что корабль и есть дрейфующая станция.

С помощью системы спутниковой навигации корабль может самостоятельно добраться к месту, закрепиться во льдах с помощью специальных захватов и позволить людям оборудовать на берегу долговременную станцию. Для этого на борту находятся модульные конструкции, отопительные приборы, системы связи и метеорологическое оборудование, с помощью которого отслеживать изменения климата можно практически в режиме реального времени.

Второго такого нигде нет

18 декабря 2020 года платформа "Северный полюс" была спущена на воду. Основные элементы уже смонтированы: двигатели, подруливающие устройства, аварийные системы и всё оборудование, благодаря которому судно "Северный полюс" будет похоже на полноценный экспедиционный корабль. По своей сути арктическая платформа — это гражданская копия военной плавбазы (судна, которое обеспечивает снабжение флота) с незначительными изменениями. Как и военные корабли, "Северный полюс" будет обладать значительным ресурсом: жизненный цикл корабля оценивается в 25 лет, а срок автономной работы достигает трёх лет и ограничен лишь запасами топлива и продуктов.

Несмотря на повышенный интерес к Арктике со стороны зарубежных государств, построить аналогичные корабли пока никто не смог. Отдельные исследовательские корабли, конечно, время от времени производят, однако создать полноценный мини-ледокол с автономностью, как у космической станции, так и не смогли. Даже в США, где считают Арктику зоной своих стратегических интересов, ледокольный флот практически отсутствует, не говоря уже про специальные исследовательские корабли. "Адмиралтейским верфям", по словам океанографа и биолога Андрея Фостова, удалось решить нерешаемую задачу — оставить специалистов в Арктике практически с домашним комфортом.

Любая экспедиция, особенно в случае с дрейфующими станциями, — это всегда спартанские условия. В последние годы, конечно, стало заметно лучше — технологии сделали нашу жизнь в таких условиях чуть проще. Но такой корабль — это как дом родной. Захотел — исследования провёл, потом в спортзал, потом поплавать, с родными всегда можно связаться — спутниковый интернет с высокой скоростью. Я думаю, что и качество получаемых данных с новым кораблём возрастёт. Любые изменения атмосферы и гидросферы можно будет отслеживать круглосуточно, без перерывов

Андрей Фостов

Океанограф, кандидат биологических наук

Всем на пользу

Постепенное освобождение арктических красот ото льда уже позволило начать там активную разведку и добычу полезных ископаемых. Однако в век чудовищных техногенных катастроф, например как в Норильске, заниматься промышленными объектами без учёных стало невозможно. И здесь "Северный полюс" окажется как нельзя кстати: корабль может прибыть в любую точку Арктики, закрепиться, взять пробы и практически сразу сообщить данные об экологической обстановке. Проверять результаты учёные могут в 20 лабораториях. Они пока не смонтированы (готовы лишь прочный корпус и основные системы), но в 2021–2022 годах корабль достроят и передадут для работы.

Примерно в это же время российская промышленность может начать активные работы по наращиванию добычи природных ресурсов Арктики. Стоит напомнить, что российская часть этого региона — настоящая сокровищница. Запасы нефти нашей арктической зоны составляют 7,3 миллиарда тонн. Кроме того, в северных недрах сосредоточено около 55 триллионов кубометров природного газа. При этом весь процесс изучения арктических широт на борту "Северного полюса" будет проводить небольшая команда — 14–15 человек экипажа и около 40 учёных. По словам военного эксперта РСМД Ильи Крамника, "Северный полюс" — удобная исследовательская платформа, которая позволит не отставать в изучении Арктики.

Для современного корабля с массой автоматических систем экипаж оптимален. Это судно — само по себе полярная станция. На нём можно без опаски вмёрзнуть в лёд и подрейфовать. Что касается дизайна — тут нужно вспомнить судно "Фрам", на котором в Арктике бывал Руаль Амундсен. Такой корпус, как у "Северного полюса", создавался с единственной целью — держать давление льда без особенных проблем. Личные вкусы дизайнеров тут ни при чём

Илья Крамник

Военный эксперт РСМД

Для современного корабля с массой автоматических систем экипаж оптимален. Это судно — само по себе полярная станция. На нём можно без опаски вмёрзнуть в лёд и подрейфовать. Что касается дизайна — тут нужно вспомнить судно "Фрам", на котором в Арктике бывал Руаль Амундсен. Такой корпус, как у "Северного полюса", создавался с единственной целью — держать давление льда без особенных проблем. Личные вкусы дизайнеров тут ни при чём
Для современного корабля с массой автоматических систем экипаж оптимален. Это судно — само по себе полярная станция. На нём можно без опаски вмёрзнуть в лёд и подрейфовать. Что касается дизайна — тут нужно вспомнить судно "Фрам", на котором в Арктике бывал Руаль Амундсен. Такой корпус, как у "Северного полюса", создавался с единственной целью — держать давление льда без особенных проблем. Личные вкусы дизайнеров тут ни при чём

Дизайн нового корабля вызвал бурные обсуждения на Западе. Одни пользователи называют судно "огромным серым бегемотом", другие ищут сходство с фотографиями Сильвестра Сталлоне в роли судьи Дредда.

"Северный полюс", как указано в официальных документах, должен обеспечить комфортные и безопасные условия работы и проживания экипажа и научного персонала на полярной станции при температуре до –50 градусов и влажности 85 процентов.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров