Огромный серый "бегемот". Чем судно "Северный полюс" напугало американцев

23 декабря 2020, 21:40
10147

Фото © ТАСС / Пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"

<p>Фото © ТАСС / Пресс-служба АО "Адмиралтейские верфи"</p>

Второго такого корабля пока нигде нет, и в ближайшие годы ледостойкая платформа "Северный полюс" станет единственным комплексом для масштабных исследований Арктики.

Станции уходят в прошлое

Глобальное потепление и таяние льдов в перспективе могут сделать невозможным использование долговременных исследовательских станций. Не исключено, что в будущем дрейф в Северном Ледовитом океане на льдине станет несбыточной мечтой интроверта с учёной степенью, однако научные данные будут по-прежнему нужны для промышленных, экологических, технологических и военных программ. Возможности детально и длительно изучать Арктику постоянно сокращаются: несмотря на то что огромные контейнеровозы время от времени застревают во льдах и для их спасения требуется прибытие ледокола, основать постоянную арктическую базу в северных широтах становится всё тяжелее.

Дело не только в том, что льдов становится меньше. Главная проблема — отсутствие быстрой реакции, если на станции случится нештатная ситуация (не такая, как в фильме "Нечто" с нападением инопланетян). Для этого Росгидромет заказал у "Адмиралтейских верфей" уникальный корабль, прямых аналогов которому нет во всём мире.

Сама приплывёт и сама останется

8 декабря на петербургских "Адмиралтейских верфях" состоялся спуск на воду самодвижущейся арктической платформы "Северный полюс" — судна, на котором в ближайшие годы российские учёные будут исследовать Арктику без риска для жизни. Его особенность состоит в том, что назвать его кораблём в классическом понимании этого слова можно лишь с большой натяжкой. "Северный полюс" — это, скорее, большая лаборатория, аккуратно вписанная в корпус судна с ледовой устойчивостью. Главное её достоинство — экономичность.

Для того чтобы развернуть станцию на дрейфующей льдине, раньше требовались не только десятки тонн исследовательского оборудования, но и атомный ледокол. Только этот корабль мог спокойно доставить учёных и благополучно вернуться обратно. Но каждый такой рейс влетал в копеечку: за поездку туда и обратно организация, зафрахтовавшая ледокол, должна была заплатить не менее 200 тысяч долларов. Особенность "Северного полюса" состоит в том, что корабль и есть дрейфующая станция.

С помощью системы спутниковой навигации корабль может самостоятельно добраться к месту, закрепиться во льдах с помощью специальных захватов и позволить людям оборудовать на берегу долговременную станцию. Для этого на борту находятся модульные конструкции, отопительные приборы, системы связи и метеорологическое оборудование, с помощью которого отслеживать изменения климата можно практически в режиме реального времени.

Второго такого нигде нет

18 декабря 2020 года платформа "Северный полюс" была спущена на воду. Основные элементы уже смонтированы: двигатели, подруливающие устройства, аварийные системы и всё оборудование, благодаря которому судно "Северный полюс" будет похоже на полноценный экспедиционный корабль. По своей сути арктическая платформа — это гражданская копия военной плавбазы (судна, которое обеспечивает снабжение флота) с незначительными изменениями. Как и военные корабли, "Северный полюс" будет обладать значительным ресурсом: жизненный цикл корабля оценивается в 25 лет, а срок автономной работы достигает трёх лет и ограничен лишь запасами топлива и продуктов.

Несмотря на повышенный интерес к Арктике со стороны зарубежных государств, построить аналогичные корабли пока никто не смог. Отдельные исследовательские корабли, конечно, время от времени производят, однако создать полноценный мини-ледокол с автономностью, как у космической станции, так и не смогли. Даже в США, где считают Арктику зоной своих стратегических интересов, ледокольный флот практически отсутствует, не говоря уже про специальные исследовательские корабли. "Адмиралтейским верфям", по словам океанографа и биолога Андрея Фостова, удалось решить нерешаемую задачу — оставить специалистов в Арктике практически с домашним комфортом.

Любая экспедиция, особенно в случае с дрейфующими станциями, — это всегда спартанские условия. В последние годы, конечно, стало заметно лучше — технологии сделали нашу жизнь в таких условиях чуть проще. Но такой корабль — это как дом родной. Захотел — исследования провёл, потом в спортзал, потом поплавать, с родными всегда можно связаться — спутниковый интернет с высокой скоростью. Я думаю, что и качество получаемых данных с новым кораблём возрастёт. Любые изменения атмосферы и гидросферы можно будет отслеживать круглосуточно, без перерывов

Андрей Фостов

Океанограф, кандидат биологических наук

Всем на пользу

Постепенное освобождение арктических красот ото льда уже позволило начать там активную разведку и добычу полезных ископаемых. Однако в век чудовищных техногенных катастроф, например как в Норильске, заниматься промышленными объектами без учёных стало невозможно. И здесь "Северный полюс" окажется как нельзя кстати: корабль может прибыть в любую точку Арктики, закрепиться, взять пробы и практически сразу сообщить данные об экологической обстановке. Проверять результаты учёные могут в 20 лабораториях. Они пока не смонтированы (готовы лишь прочный корпус и основные системы), но в 2021–2022 годах корабль достроят и передадут для работы.

Примерно в это же время российская промышленность может начать активные работы по наращиванию добычи природных ресурсов Арктики. Стоит напомнить, что российская часть этого региона — настоящая сокровищница. Запасы нефти нашей арктической зоны составляют 7,3 миллиарда тонн. Кроме того, в северных недрах сосредоточено около 55 триллионов кубометров природного газа. При этом весь процесс изучения арктических широт на борту "Северного полюса" будет проводить небольшая команда — 14–15 человек экипажа и около 40 учёных. По словам военного эксперта РСМД Ильи Крамника, "Северный полюс" — удобная исследовательская платформа, которая позволит не отставать в изучении Арктики.

Для современного корабля с массой автоматических систем экипаж оптимален. Это судно — само по себе полярная станция. На нём можно без опаски вмёрзнуть в лёд и подрейфовать. Что касается дизайна — тут нужно вспомнить судно "Фрам", на котором в Арктике бывал Руаль Амундсен. Такой корпус, как у "Северного полюса", создавался с единственной целью — держать давление льда без особенных проблем. Личные вкусы дизайнеров тут ни при чём

Илья Крамник

Военный эксперт РСМД

<p>Для современного корабля с массой автоматических систем экипаж оптимален. Это судно — само по себе полярная станция. На нём можно без опаски вмёрзнуть в лёд и подрейфовать. Что касается дизайна — тут нужно вспомнить судно "Фрам", на котором в Арктике бывал Руаль Амундсен. Такой корпус, как у "Северного полюса", создавался с единственной целью — держать давление льда без особенных проблем. Личные вкусы дизайнеров тут ни при чём</p>
<p>Для современного корабля с массой автоматических систем экипаж оптимален. Это судно — само по себе полярная станция. На нём можно без опаски вмёрзнуть в лёд и подрейфовать. Что касается дизайна — тут нужно вспомнить судно "Фрам", на котором в Арктике бывал Руаль Амундсен. Такой корпус, как у "Северного полюса", создавался с единственной целью — держать давление льда без особенных проблем. Личные вкусы дизайнеров тут ни при чём</p>

Дизайн нового корабля вызвал бурные обсуждения на Западе. Одни пользователи называют судно "огромным серым бегемотом", другие ищут сходство с фотографиями Сильвестра Сталлоне в роли судьи Дредда.

"Северный полюс", как указано в официальных документах, должен обеспечить комфортные и безопасные условия работы и проживания экипажа и научного персонала на полярной станции при температуре до –50 градусов и влажности 85 процентов.

Авторы

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1