Батькины санкции. Что последует за портовым разрывом Белоруссии и Прибалтики
Прибалтийские страны получили суровый ответ на политическое давление и попытки дестабилизации обстановки в Белоруссии. Теперь Минск, вынужденный свернуть диверсификацию своей экономики, пересматривает каналы транспортировки не только энергетических, но и всех остальных своих ресурсов через порты этих стран. Впервые Эстония, Литва и Латвия столкнутся с экономическими санкциями от своего соседа. А для России это означает не только экономическую выгоду, но и возможное появление дорожных карт союзной интеграции.
Фото © ТАСС / Юрий Смитюк
Россия и Белоруссия пришли к соглашению, из которого следует, что Россия будет производить перемещение и перевалку белорусских нефтепродуктов и сырой нефти через порты России. Соглашение было подписано главой Правительства России Михаилом Мишустиным и опубликовано на официальном портале правовой информации. Согласно документу, в случае если грузоотправитель обеспечивает перевалку в меньшем объёме, чем оговорено, морской терминал получает ту же оплату. Речь идёт об объёмах перевозок более чем девяти миллионов тонн за следующие два года.
Напомним, что Прибалтийские страны активизировали политическое давление на Минск в конце лета прошлого года, не признав итогов выборов в Белоруссии. Затем Литва объявила президентом соседней страны жену оппозиционного блогера Светлану Тихановскую. В свою очередь Лукашенко пообещал, что начнёт прорабатывать план переброски грузов из литовского порта Клайпеда в российский порт, который находится в Ленинградской области, — Усть-Лугу. В течение всей осени Белоруссия ждала изменений в политической повестке Прибалтики, но кампания давления на Лукашенко продолжалась.
— Конечно, Белоруссия и хотела бы сохранить диверсификацию, но внешние обстоятельства толкают её в другую сторону. В дальнейшем мы увидим сокращение экономического взаимодействия с Литвой, Латвией и Польшей и — как обратный эффект — его увеличение с Россией, что, возможно, приведёт к более тесному взаимодействию в рамках союзного государства. Подобные тенденции могут стать поводом к подписанию неких дорожных карт, которые и выведут экономическое взаимодействие на новый уровень. Для России, конечно, это прямая выгода, так как Белоруссия вынуждена делать ставку на российский рынок и нашу логистику, — отметил публицист Борис Рожин.
При этом Прибалтика от такого решения белорусских властей теряет больше, чем приобретает Россия. Так, по мнению политолога Марата Баширова, железнодорожные перевозки белорусских нефтепродуктов и сырой нефти составляют ⅓ объёма всех перевозок Литвы. А литовский порт белорусские товары загружают на 60%.
— Решение Лукашенко ставит на грань разорения прибалтийские порты и железную дорогу. Наш порт Усть-Луга, в котором уже построены нужные терминалы для перевалки подобных грузов, получит дополнительные доходы, что позволит выравнять цену на перевозку белорусских товаров, в случае если она повысится из-за увеличения логистического плеча, — сказал Баширов. — Кроме того, уход белорусов из портов Прибалтики может вынудить и других игроков покинуть торговые гавани, так как на обслуживание недозагруженных терминалов будет не хватать средств.
Известно, что часть перевозок нефтепродуктов составляют заказы из Казахстана, в том числе и через железнодорожную ветку, которая начинается в России и проходит через Белоруссию. Вполне возможно, их тоже перенаправят в порты Ленинградской области. Для России это станет прямой выгодой: мы получим дополнительные рабочие места, новые мощности, прибавку в налогах и пошлинных сборах. Поскольку Прибалтика за все годы независимости ни разу не пострадала от обратных политических санкций, теперь она получит экономические потери.
— Это серьёзный не только торговый удар по Прибалтике, но и политический. Фактически санкции, которые ввёл Лукашенко за агрессивное вмешательство в политику своей страны, подорвут и без того хрупкую постковидную экономику прибалтов. При этом руководство Балтийских стран вряд ли поменяет свою риторику, так как людей, которые могли бы это сделать, там сейчас нет. Вся элита, к сожалению, прозападная. Занять независимую от ЕС и США экономическую позицию, как у финнов, у них не получится просто по той причине, что там вся государственность построена на русофобии. Они от неё не могут отказаться, не похоронив государства, не пересмотрев свой национальный миф, а это означает, что Прибалтийские страны будут беднеть и терять население, — заявил политолог Геворг Мирзаян.
Напомним, в советскую эпоху Эстония, Латвия и Литва были морскими воротами на Запад. Все основные каналы сбыта из североевропейской части Советского Союза были направлены именно туда. Впоследствии это обстоятельство позволило республикам Прибалтики относительно спокойно пережить 1990-е годы, а также сносно существовать в 2000-е. Однако в начале 2010-х годов Россия начала переброску грузов в выстроенный порт Усть-Луга, Большой порт в Санкт-Петербурге, а также в Мурманский порт. На текущий момент Россия почти полностью удовлетворяет свои потребности за счёт национальных портов.