В чём МС-21 превосходит конкурентов от Boeing и Airbus
Гонка за пассажиров будущего продолжает набирать обороты. США и ЕС уже показали свои самолёты. Чем ответила Россия?
![Самолёт МС-21. Фото © Denis Fedorko CC BY-SA 4.0](https://static.life.ru/publications/2021/12/27/1018271149514.5764-900x.jpeg)
Самолёт МС-21. Фото © Denis Fedorko CC BY-SA 4.0
МС-21 — пассажирский самолёт будущего, который опоздал?
25 декабря МС-21 с изготовленным в России композитным крылом совершил свой первый полёт. Почти сразу после этого стало известно, что Правительство РФ выделит на проект создания гражданского самолёта МС-21 ещё более 61 млрд рублей. Общая сумма инвестиций в проект может превысить 200 млрд, и эксперты задают резонный вопрос: когда машина начнёт приносить деньги? В ближайшие несколько лет, когда закончится пандемия и мировая логистика начнёт приходить в себя, в гражданскую авиацию вложат примерно девять триллионов долларов — такие цифры приводит американская Boeing. МС-21 появляется в нише узкофюзеляжных авиалайнеров не первым — до него уже представлены Boeing 737-MAX и Airbus A320neo, с которыми ему в ближайшее время и предстоит конкурировать.
Первое и главное достоинство нового самолёта — сниженное на 20% оборотное время. Благодаря нескольким техническим решениям посадка и высадка пассажиров из самолёта в аэропорту проходит быстрее, а время погрузки багажа сокращается кратно. Это позволяет авиакомпаниям увеличить налёт своего авиапарка, а при необходимости компенсировать задержки рейсов и покрыть расходы на использование аэропорта — от подачи телетрапа до работы грузчиков. В телевизионных новостях часто можно услышать, что МС-21 превосходит конкурентов по целому ряду параметров. Но по каким именно российский авиалайнер лучше?
Экономика МС-21
Эффективность каждого гражданского авиалайнера оценивают по целому ряду параметров, среди которых каталожная стоимость, пожалуй, один из важнейших. Стартовая цена МС-21 примерно на 10 млн долларов ниже конкурентов — это позволяет предлагать авиакомпаниям гораздо более выгодные условия по лизингу воздушных судов, поскольку почти никто не покупает самолёты в собственность. Ближайший конкурент российского авиалайнера стоит дороже — за новый Boeing 737-MAX авиакомпаниям придётся выложить от 110 до 120 млн долларов. За Airbus A320neo (ради погони за которым Boeing пришлось внедрять систему MCAS, из-за сбоя в её работе разбилось два самолёта) придётся заплатить ещё больше — от 115 до 120 млн долларов в стандартном исполнении.
Доплата в пару десятков миллионов долларов не даёт значимых конкурентных преимуществ. Дальность беспосадочного перелёта всех трёх самолётов сопоставима — это около шести тысяч километров. Лидирующий показатель у A320neo — он пролетает 6280 километров на одной заправке, но стоят ли эти километры переплаты в 20 с лишним миллионов долларов за борт — большой вопрос. Другой важный показатель, по которому оценивают каждый самолёт, — стоимость лётного часа. В этот параметр закладывается несколько показателей: стоимость топлива, обслуживания, зарплаты пилотов и многое другое. Airbus A320neo, лидирующий в дальности полёта, оказывается дороже всех — час его полёта стоит 3,2 тыс. долларов, а в некоторых случаях этот показатель доходит до 3,5 тыс. долларов — абсолютный рекорд среди самых востребованных на рынке узкофюзеляжных самолётов.
![Самолёт Airbus A320neo. Фото © Don-vip (CC BY-SA 4.0)](https://static.life.ru/publications/2021/12/27/790521803936.7712-2400x.jpeg)
Самолёт Airbus A320neo. Фото © Don-vip (CC BY-SA 4.0)
Boeing 737-MAX немного дешевле — час его полёта стоит 2,5–2,7 тыс. долларов. У МС-21 абсолютное лидерство в этом классе — расчётная стоимость лётного часа составляет от 2,1 (2,2) тыс. долларов до 2,5 тысячи. Окончательную цифру авиакомпании объявят по итогам пары лет эксплуатации.
Характеристики МС-21 — секрет в деталях
Снизить время на посадку и высадку пассажиров удалось благодаря уникальному для узкофюзеляжных самолётов решению — широкому фюзеляжу. Его диаметр больше четырёх метров, и по этому показателю МС-21 лучший в классе — диаметр фюзеляжа Airbus A320neo — 3,9 метра, а Boeing 737-MAX по этому показателю уступает всем — диаметр фюзеляжа американского ближнемагистрального авиалайнера 3,76 метра. Что это даёт обычному человеку, Лайфу объяснил исполнительный директор отраслевого агентства AviaPort Олег Пантелеев.
![Совместный проход двух вариантов МС-21, с двигателями ПД-14 и Пратт Уитни PW1000G. Фото © Rulexip CC BY-SA 3.0](https://static.life.ru/publications/2021/12/27/1549996992174.6804.jpg)
Совместный проход двух вариантов МС-21, с двигателями ПД-14 и Пратт Уитни PW1000G. Фото © Rulexip CC BY-SA 3.0
![](/_next/static/images/quote-gray.image-7aaffe20f0383a116c963efd5b3277bb.png)
Большой диаметр фюзеляжа — это не только простор и объём личного пространства для пассажира, это и широкий центральный проход между блоками кресел. Плюс большие багажные полки, на которых чемоданы можно ставить вертикально. Это означает, что посадка и высадка будут проходить заметно быстрее (во-первых, меньше времени будет тратиться на то, чтобы расположить вещи на полке, а во-вторых, пока один пассажир что-то кладёт или достаёт, другой может свободно пройти мимо него. Учитывая, что при развороте рейса в аэропорту высадка и посадка являются лимитирующими факторами, есть возможность сэкономить на каждом обороте по несколько минут. В итоге это оборачивается парой-тройкой миллионов долларов дополнительных доходов, которые самолёт сгенерирует, перевозя пассажиров, а не простаивая в аэропортах
![Большой диаметр фюзеляжа — это не только простор и объём личного пространства для пассажира, это и широкий центральный проход между блоками кресел. Плюс большие багажные полки, на которых чемоданы можно ставить вертикально. Это означает, что посадка и высадка будут проходить заметно быстрее (во-первых, меньше времени будет тратиться на то, чтобы расположить вещи на полке, а во-вторых, пока один пассажир что-то кладёт или достаёт, другой может свободно пройти мимо него. Учитывая, что при развороте рейса в аэропорту высадка и посадка являются лимитирующими факторами, есть возможность сэкономить на каждом обороте по несколько минут. В итоге это оборачивается парой-тройкой миллионов долларов дополнительных доходов, которые самолёт сгенерирует, перевозя пассажиров, а не простаивая в аэропортах](https://static.life.ru/publications/2021/12/27/1390630323091.367-300x.jpeg)
Перед тем как продолжить сравнение МС-21 с конкурентами, стоит вспомнить и одну из главных деталей самолёта — композитное крыло. Историю с санкционным давлением вспоминать ни к чему, она уже позади. А вот о процессе производства сказать всё-таки стоит. В МС-21 применяется крыло, изготовленное по технологии вакуумной инфузии. Оно дешевле, чем то же крыло, изготовленное автоклавным методом (когда нити, сплетённые в определённую форму, запекают в огромной печи), цикл производства такого крыла меньше, а это значит, что собирать каждый самолёт для заказчика завод "Иркут" может быстрее, чем Boeing или Airbus.
Кроме того, использование композитов позволило создать крыло с размахом почти 36 метров — это предел для среднемагистральных самолётов, установленный по условиям базирования в аэропортах. Прямое крыло максимального удлинения, без законцовок имеет лучшие аэродинамические качества по сравнению с винглетами — специальными устройствами, позволяющими увеличить подъёмную силу. Это, в свою очередь, привело к меньшей потребной тяге двигателя и снижению расхода топлива.
![Инфографика © LIFE](https://static.life.ru/publications/2021/12/27/630066888628.8203.jpg)
Инфографика © LIFE
Кабина МС-21, секретные двери и кое-что ещё
Что раздражает в салоне самолёта сильнее всего? Очередь на входе или неудобные кресла? Пожалуй, и то и другое. Но в МС-21 такой проблемы нет: помимо того что багажные полки наверху имеют особую форму, кресла в российском авиалайнере расставлены с максимальным шагом — 32 дюйма, или 81,2 сантиметра. У Airbus A320neo столько места только в первых пяти рядах, а на задних рядах от кресла до кресла у европейского самолёта и Boeing 737-MAX свободного пространства поровну — по 30 дюймов, или 76 сантиметров. Даже если откинуть спинку кресла, то вытянуть ноги будет сложно не только высокорослым пассажирам, но и тем, чей рост не превышает 170–175 сантиметров.
![Макет салона самолёта МС-21. Фото © Alex Beltyukov (CC BY-SA 3.0)](https://static.life.ru/publications/2021/12/27/86400274006.87057.jpg)
Макет салона самолёта МС-21. Фото © Alex Beltyukov (CC BY-SA 3.0)
Такая возможность — это ещё одна заслуга самого широкого фюзеляжа в классе. Но в рукаве МС-21 есть ещё несколько козырей, которые позволяют облегчить сложные, многочасовые перелёты и сделать полёт приятным даже для аэрофобов.
![](/_next/static/images/quote-gray.image-7aaffe20f0383a116c963efd5b3277bb.png)
Есть отдельные преимущества непосредственно для пассажира. Во время полёта на эшелоне будет выше давление в салоне, это означает, что меньше будет закладывать уши и в целом будет комфортнее дышать. Больше размер иллюминаторов и тоньше рамка — лучше обзор и больше естественного света. Широкие кресла позволяют комфортнее устроиться на месте. Туалетные модули большого размера, гораздо лучше, чем у конкурентов
![Есть отдельные преимущества непосредственно для пассажира. Во время полёта на эшелоне будет выше давление в салоне, это означает, что меньше будет закладывать уши и в целом будет комфортнее дышать. Больше размер иллюминаторов и тоньше рамка — лучше обзор и больше естественного света. Широкие кресла позволяют комфортнее устроиться на месте. Туалетные модули большого размера, гораздо лучше, чем у конкурентов](https://static.life.ru/publications/2021/12/27/1390630323091.367-300x.jpeg)
Последние два параметра редко интересуют пассажиров, но в первую очередь запрашиваются авиакомпаниями у производителя. Крейсерская скорость МС-21 выше, чем у конкурентов, — он летит со скоростью 870 километров в час. При этом, как поясняет исполнительный директор отраслевого агентства AviaPort Олег Пантелеев, самолёт гораздо безопаснее своих конкурентов.
![](/_next/static/images/quote-gray.image-7aaffe20f0383a116c963efd5b3277bb.png)
Очень продвинутая авионика имеет больше "защит от дурака", чем на любом другом среднемагистральном самолёте. То есть защищённость от ошибок экипажа максимальная
![Очень продвинутая авионика имеет больше "защит от дурака", чем на любом другом среднемагистральном самолёте. То есть защищённость от ошибок экипажа максимальная](https://static.life.ru/publications/2021/12/27/1390630323091.367-300x.jpeg)
Другое важное преимущество МС-21 — количество полезного объёма внутри. В нижней полусфере под полом пассажиров находится отделение для багажа, объём которого у версии МС-21-300 достигает почти 50 кубометров. У 737-МАХ этот показатель самый скромный в классе — 43,5 кубометра. В A320neo можно загрузить немногим больше — 44 кубометра.
Если собрать все достоинства нового самолёта воедино, то становится понятно, почему именно на этот проект пришлось такое количество санкций, — российский самолёт оказался технологичнее, дешевле и удобнее двух самых востребованных самолётов в мире. И в ближайшие несколько лет именно эта машина составит конкуренцию монстрам авиационного рынка.
!["Соответствует с большим запасом": Разработчики раскрыли главный секрет двигателя для самолёта МС-21](https://static.life.ru/publications/2021/6/20/722002642396.6467-300x.jpeg)
![avatar](/_next/static/images/user-1f382041594f41290d4e4a0a15397aa9.png)