5 космических суперпроектов России, которых опасается SpaceX

Некоторые из них находятся на стадии доработки, другие уже готовы к немедленному применению.

9 мая 2022, 00:40

Тяжёлая ракета-носитель "Ангара-А5" в сборочном цехе в монтажно-испытательном корпусе космодрома Плесецк. Обложка © ТАСС / Вадим Савицкий

В конце марта глава SpaceX сообщил, что орбитальный полёт системы Starship может состояться уже в мае. К апрелю корпорация планировала достроить 39 двигателей Raptor 2, затем в течение месяца внедрить их, после чего полёт станет возможным. Не преминул глава SpaceX похвастаться, что его "рапторы" по давлению внутри камеры сгорания лучше российских РД-180. Вопрос дискуссионный, и лучше оставить его специалистам. К тому же о полностью исправной и готовой к полёту конструкции речь пока не идёт. Дело в другом. Нельзя отрицать, что Маск сегодня серьёзный конкурент, подстёгивающий других космостроителей не расслабляться. Есть и хорошие новости: космическая отрасль нашей страны не отстаёт от темпов SpaceX. Российские перспективные наработки интересны и нужны всем, в том числе США.

"Байкал" — ракетный ускоритель будущего

Многоразовый ракетный ускоритель "Байкал". Фото © ТАСС / Александра Яковлева

Многоразовый ускоритель "Байкал" сейчас один из наиболее перспективных проектов. Если вкратце, его суть — автоматическое возвращение ракетного ускорителя прямиком к месту старта после выполнения задачи и приземление на взлётно-посадочную полосу в качестве крылатого беспилотного летательного аппарата. В первую очередь "Байкал" планировали использовать в составе ракетоносителей семейства "Ангара" лёгкого, среднего и тяжёлого классов. Для ракеты лёгкого класса понадобится один ускоритель, для среднего — два, для тяжёлого — четыре.

Известно, что МРУ "Байкал" оснащён уникальной автоматической системой управления, которая обеспечивает сопровождение полёта на всех этапах, начиная со старта в составе ракеты-носителя и заканчивая посадкой. Работает по традиционной самолётной аэродинамической схеме. При проектировании "Байкала" учитывался опыт суперпроектов "Буран" и МАКС. В перспективе "Байкал" позволит решить вопрос и с ликвидацией зон отчуждения в местах падения отработавших ракетоносителей, и со снижением стоимости вывода полезных нагрузок на орбиту. Наконец, его можно будет использовать для отработки новейших космических технологий.

По словам руководителя отраслевого портала Avia.ru Романа Гусарова, российские проекты сейчас развиваются как некоммерческие и имеют другие цели.

В рамках лунной программы, марсианской программы у нового "Союза" будут другие возможности. Он в полтора раза больше, грузоподъёмнее, экологичнее. По всем параметрам рост. "Ангара" уже летает, но новый "Союз" запланирован к пуску в 2024 году. Создаются двигатели новые. То есть программы на перспективу. А коммерческие пуски можно ведь делать и на стареньких дешёвых ракетах. Чем проще технология, тем дешевле запуск. Тем ты конкурентоспособнее. Но сейчас не этот фактор ключевой

В рамках лунной программы, марсианской программы у нового "Союза" будут другие возможности. Он в полтора раза больше, грузоподъёмнее, экологичнее. По всем параметрам рост. "Ангара" уже летает, но новый "Союз" запланирован к пуску в 2024 году. Создаются двигатели новые. То есть программы на перспективу. А коммерческие пуски можно ведь делать и на стареньких дешёвых ракетах. Чем проще технология, тем дешевле запуск. Тем ты конкурентоспособнее. Но сейчас не этот фактор ключевой

Роман Гусаров

Руководитель отраслевого портала Avia.ru

"Ангара-А5" и её кислородно-водородный двигатель

Тяжёлая ракета-носитель "Ангара-А5" в сборочном цехе в монтажно-испытательном корпусе космодрома Плесецк. Фото © ТАСС / Вадим Савицкий

В конце прошлого года Воронежский центр ракетного двигателестроения провёл первые испытания кислородно-водородного ракетного двигателя РД-0146Д1 с тягой в девять тонн. Это двигатель повышенной мощности для ракеты тяжёлого класса "Ангара-А5", который призван увеличить её энергетические характеристики до максимума. Уже известно, что РД-0146Д1 даёт на 20% больше тяги, чем предыдущая версия двигателя. В перспективе с ним "Ангара" сможет поднять на орбиту на 30–40% больше груза.

Это первый в России двигатель на безгенераторной основе и первый в мире жидкостный двигатель, спроектированный по независимой двухвальной схеме подачи компонентов топлива и газа на турбины. Кислородно-водородный двигатель РД-0146Д1 абсолютно безвреден для окружающей среды. Разработка и налаживание его серийного производства сразу выведут Россию в авангард мирового космоса и повысят её конкурентоспособность.

Перспектива запусков на "внешние" деньги есть, но пока не известно, когда она реализуется.

Мы были очень интересны, потому что у нас была очень выгодная цена запуска. Понятно, что многие пуски на орбиту делались для западных компаний. Сейчас, понятное дело, ситуация такая, что никакая выгода не заставит их склониться в сторону заказов наших ракет. Просто из политических соображений. Им дали указание: "Ни за что!" По крайней мере, сейчас так. Интересы "третьих стран" по космосу относительно скромны

Мы были очень интересны, потому что у нас была очень выгодная цена запуска. Понятно, что многие пуски на орбиту делались для западных компаний. Сейчас, понятное дело, ситуация такая, что никакая выгода не заставит их склониться в сторону заказов наших ракет. Просто из политических соображений. Им дали указание: "Ни за что!" По крайней мере, сейчас так. Интересы "третьих стран" по космосу относительно скромны

Роман Гусаров

Руководитель отраслевого портала Avia.ru

Ракета "Рокот-М" и её характеристики

Пуск РН "Рокот" на космодроме Плесецк. Фото © ТАСС / Андрей Моргунов

4 мая гендиректор Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева Алексей Варочко выступил с заявлением, что пуск лёгкой ракеты "Рокот-М", запланированный изначально на 2022 год, будет отложен на два года. Такое решение было принято после подробного аудита оборудования. С учётом заявленного срока эксплуатации, а также востребованности "Рокота" целесообразно не только заменить систему управления, но и привести в порядок оборудование, которое успело исчерпать ресурс за время эксплуатации.

"Рокот-М" создан на базе технологий МБР РС-18 и предназначен для выведения малых и средних аппаратов на солнечно-синхронные и приполярные орбиты. Ракета состоит из трёх ступеней, две из которых — это блок ускорителей РС-18, а третья — разгонный блок "Бриз-КМ". Для "Рокота-М" был специально создан головной обтекатель, позволяющий размещать под ним один или несколько аппаратов.

Использование разгонного блока "Бриз-КМ" позволяет обеспечить энергоснабжение космического аппарата как при выведении, так и в ходе полёта, а также даёт возможность с высокой точностью корректировать полёт. В "Рокоте-М" используется специальная переходная система, упрощающая момент отделения космического аппарата от разгонного блока. Стоит отметить, что стыковка космической головной части и блока ускорителей производится прямо на пусковой площадке. Новые технологии позволяют поддерживать необходимый уровень температуры и влаги на всех подготовительных этапах пуска. Ещё один гигантский шажочек к первенству в космической гонке.

Кому может понадобиться такая ракета? Список потенциальных заказчиков, по мнению экспертов, определён.

Есть Китай, есть Индия. У Китая своя космическая программа, очень бурно развивается Индия. Сейчас как раз большая часть экономики сконцентрирована не в европейской, североамериканской частях, а уже в других странах, и всё будет зависеть от того, готовы ли будут они, насколько не побоятся сотрудничать

Есть Китай, есть Индия. У Китая своя космическая программа, очень бурно развивается Индия. Сейчас как раз большая часть экономики сконцентрирована не в европейской, североамериканской частях, а уже в других странах, и всё будет зависеть от того, готовы ли будут они, насколько не побоятся сотрудничать

Роман Гусаров

Руководитель отраслевого портала Avia.ru

Плавучий космодром "Морской старт"

Плавучий космодром "Морской старт" в Приморском крае. Фото © ТАСС / Александр Рюмин

Наследник могучей программы "Энергия – Буран" пока стоит без дела, однако история с санкциями и ограничениями, прямым воровством активов и незаконными запретами стран Запада может подстегнуть интерес к этому проекту. Акватория Тихого океана в области экватора признана самой оптимальной зоной старта космического корабля, ведь с экватора дешевле всего выводить аппарат на геостационарную орбиту, а дополнительно пуску способствует осевое вращение Земли.

В конце концов, можно беспрепятственно увеличить на 25–30% полезную нагрузку ракеты. Раньше это был международный проект, ведущую роль в котором играли ракетно-космическая корпорация "Энергия" и аэрокосмический гигант "Боинг". Затем "Энергия" выкупила у "Боинга" свою долю и перепродала проект целиком российской компании S7 Space. Сейчас порт приписки "Морского старта" — Славянка Приморского края.

Плавучий космодром требует некоторой модернизации не без участия "Роскосмоса" (хотя, по словам нового владельца, на 90 пусков его должно хватить и сейчас), и, по прогнозам экспертов, вложения могут отбиться, а выход на проектную мощность может состояться уже в середине 20-х годов. Стоимость пуска после модернизации космодрома может составить 50 миллионов долларов, а в перспективе снизиться до 35–40 миллионов.

"Сфера" — спутниковый интернет будущего

Генеральный директор госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин принимает участие в конгрессе "Сфера". Фото © ТАСС / Гавриил Григоров

В начале 2022 года стало известно, что федеральный проект "Сфера" получил финансирование, а в апреле 2022 года программу одобрило правительство. В перспективе "Сфера" станет прямым конкурентом StarLink и может оказаться даже более совершенной системой космической связи. 26 апреля 2022 года на международном навигационном форуме "Сфера" глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин рассказал о перспективах проекта, подчеркнув, что это заявка на полную независимость России в вопросах обеспечения бизнеса, а также некоммерческих сфер необходимыми космическими сервисами. Это связь, сервисы наблюдения, рычаги управления инфраструктурой. В первую очередь "Сфера" создаётся для удовлетворения потребностей российских регионов в спутниковом интернете. Но также проект может выйти на международный уровень и привлечь зарубежных партнёров — для этого есть все ресурсы и возможности.