Россиянам рассказали, откуда берётся привычка покупать и хвастаться дорогими товарами
Эксперт Фомичёва: Стремление хвастаться дорогими товарами связано с самооценкой
Shutterstock
Стремление покупать дорогие товары называется эффектом Веблена, или демонстративным потреблением. Оно зачастую связано с самооценкой человека. Об этом в беседе с Лайфом рассказала руководитель операционного маркетинга сервиса "Пакет" от X5 Анна Фомичёва.
По её словам, эффект Веблена часто называют эффектом престижного потребления. В конце XIX века экономист Торстейн Веблен обратил внимание на то, что увеличение цены на товары или услуги может привести к увеличению спроса на них, а не к снижению. Особенно если эти товары воспринимаются обществом как символы статуса и престижа.
"Демонстративное потребление в первую очередь относилось к предметам роскоши: дорогим часам, ювелирным украшениям, брендовой одежде, автомобилям. Однако сейчас этот экономический феномен заметно расширил области воздействия: современные люди готовы покупать "люксовые" товары даже в продуктовых магазинах", — сказала представитель сервиса.
По словам эксперта, многие люди готовы переплатить даже за обычную минеральную воду в супермаркете, только чтобы показать своё материальное состояние и изысканный вкус. Специалист отметила, что "эффект престижного потребления" тесно связан с самооценкой.
"Он работает на восприятии и оценивании самого себя через призму вещей, которыми мы обладаем. Часто неуверенные в себе потребители выбирают товары "не по карману", чтобы выглядеть привлекательнее в глазах окружающих и создать видимость принадлежности к кругу успешных личностей", — указала Фомичёва.
Она также добавила, что подобные покупки дают лишь поверхностное и временное воздействие на человека и в долгосрочной перспективе не способствуют повышению самооценки. Более того, люди могут вступать в бесконечный круг сравнения себя с другими.
Ранее Лайф рассказывал о том, что из-за низкой самооценки некоторые люди также боятся вступать в отношения. Нередко общество навязывает социальные роли, поэтому партнёры могут ставить свою ценность под сомнение.