Минтранс разъяснил, кто ответит за ДТП с беспилотными авто
"Ъ": В Минтрансе определили ответственного при ДТП с беспилотными машинами
Shutterstock
Минтранс РФ доработал проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС) и представил его на встрече рабочей группы "Безопасность дорожного движения". В новой версии документа указано, на кого будет возложена ответственность в случае ДТП с беспилотными автомобилями, которым уже в 2025 году планируют разрешить передвигаться по российским дорогам без человека в салоне. С законопроектом ознакомился "Коммерсант".
В большинстве дорожных происшествий ответчиком предлагают считать владельца беспилотного автомобиля. У него, в свою очередь, будет возможность сослаться на вину производителя техники, контролирующего её диспетчера или обеспечивающего техническое обслуживание дилера. Кроме того, дорожные аварии с такими транспортными средствами нельзя будет оформлять в отсутствие сотрудника ГИБДД, а страховым службам разрешат запрашивать у владельца машины-беспилотника данные из чёрных ящиков, сообщает газета.
Беспилотные легковушки тестируют на российских дорогах с 2018 года, пока при обязательном присутствии инженера-испытателя в водительском кресле. При этом Правительство РФ планирует разрешить таким авто движение на общих трассах без человека в салоне, но для этого нужен специальный закон, разработкой которого и занимается Минтранс.
Проект министерства устанавливает обязательно оборудовать ВАТС "бортовыми устройствами регистрации событий" и системами, которые позволят активировать режим минимального риска. При этом каждый беспилотник должен быть зарегистрирован в ГИБДД и регулярно проходить техобслуживание.
В то же время им нельзя будет двигаться по тем дорогам, где перевозятся опасные грузы. Им разрешат ездить только по тем трассам, у которых есть т.н. цифровой двойник — план и карта дороги с прилагающимися к ним данными о её состоянии, погодных условиях, ДТП и т.д., которые бортовой компьютер будет принимать в режиме реального времени. Эксплуатация ВАТС будет запрещена без установки программного обеспечения последней версии.
За какой бы то ни было ущерб, причинённый в ДТП, будет прежде всего отвечать владелец ВАТС, если ему не удастся доказать свою невиновность. В частности, можно будет указать на вину производителя техники, если происшествие возникло из-за особенностей конструкции. Также возможны ошибки диспетчера, в чью задачу входит удалённо следить за состоянием авто и отключать автопилот. При этом за ошибки техобслуживания будет отвечать дилер.
Некоторые эксперты полагают, что законопроект практически подразумевает "презумпцию виновности" владельца автомобиля с автопилотом. Это, во-первых, может отпугнуть предпринимателей, которые захотели бы оказывать услуги с использованием ВАТС. Во-вторых, дилеры могут установить максимально жёсткий порядок техобслуживания транспортного средства, например сделав его еженедельным, чтобы свести к минимуму перспективу оказаться виновником ДТП. В самом Минтрансе законопроект пока не комментировали.
Ранее стало известно о том, что Министерство транспорта Российской Федерации планирует разработать штрафы в отношении водителей, нарушающих временные ограничения скорости, указанные на информационных табло на дорогах. Сейчас автовладельцев не наказывают за подобные нарушения, а дорожная полиция уделяет внимание только ограничениям, установленным постоянными знаками.