12 ноября, 18:06

Китайские автокомпании заработали 1,6 трлн в России и вывели большую часть в КНР

Обложка © Shutterstock / FOTODOM / Tricky_Shark

Читать на сайте Life.ru

Китайские автопроизводители стремительно наращивают свою долю на российском рынке. По данным «Автостат Инфо», за первые девять месяцев 2025 года их совокупная выручка достигла 1,6 трлн рублей, составив около 60% всего оборота рынка, объём которого оценивается в 2,7 трлн рублей.

Лидерство среди «китайцев» удерживают Haval (305 млрд рублей), Chery (244 млрд) и Geely (233 млрд), за ними следуют Changan, Jetour и Tank. Наиболее востребованными моделями стали Haval Jolion, Geely Monjaro и Chery Tiggo 7 Pro Max.

Несмотря на впечатляющие показатели, значительная часть прибыли уходит в Китай. Аналитики SBS Consulting оценивают долю средств, остающихся в России (налоги, логистика, обслуживание), лишь в 40-60%. Экономист Михаил Делягин характеризует текущую модель сборки китайских автомобилей в России как «колониальную», где РФ получает налоги и рабочие места, а основная прибыль уходит за рубеж, при этом развитие отечественного автопрома сдерживается.

Хотя некоторые китайские бренды начинают инвестировать в локальные проекты, общая зависимость России от китайских производителей продолжает расти, а восстановление баланса видится отдалённой перспективой. На фоне этого, обороты российских представительств ранее доминировавших на рынке Toyota, Kia, Hyundai и BMW существенно сократились в 2023 году.

Ранее стало известно, что дилеры китайских автомобилей применяют программные решения для временного снижения мощности двигателей при импорте машин в Россию. Эта схема позволяет сократить размер утилизационного сбора без физического вмешательства в конструкцию автомобиля. Мощность корректируется путём чип-инжиниринга.

Больше новостей о машинах, технологиях и дорогах — читайте в разделе «Авто» на Life.ru.