Авторизуйтесь с помощью одного из аккаунтов
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Посмотреть видео можно на основной версии сайта

Три тысячи тонн "взрывчатки для бедных". К трагедии в Бейруте может быть причастен российский бизнесмен

К взрыву в Ливане косвенно причастны владельцы грузового судна Rhosus, с борта которого в 2014 году были выгружены почти три тысячи тонн нитрата аммония. Именно эта селитра сдетонировала в ангаре бейрутского порта во время сварочных работ.

18571
Post cover

Фото © Marwan Tahtah / Getty Images

На данный момент количество жертв взрыва превысило сто человек, пострадали более четырёх тысяч. При этом поисково-спасательные работы ещё продолжаются, и количество жертв, к сожалению, будет возрастать. Ливанские СМИ сообщают о большом количестве пропавших без вести. Глава Минздрава Ливана Хамад Хасан уже назвал произошедшее настоящей катастрофой.

Фото © Houssam Shbaro / Anadolu Agency via Getty Images

Фото © Houssam Shbaro / Anadolu Agency via Getty Images

Как пишут, инфраструктура гавани уничтожена полностью. До взрыва порт мог принимать в год около трёх тысяч судов, там располагались 16 причалов и погрузочно-разгрузочных площадок, а также военно-морская база ливанских ВМС.

Главная и единственная версия взрыва — техногенная. Как выяснилось, с 2014 года в таможенной зоне порта хранилось около трёх тысяч тонн аммиачной селитры. Удобрение когда-то находилось на борту корабля под флагом одной из стран Африки. Судно было брошено в порту его хозяевами из-за большого долга. Ещё полгода назад Служба национальной безопасности Ливана начала расследование. Накануне взрыва в одном из ангаров таможенной зоны проводились сварочные работы. По одной версии, искра попала на селитру, что и привело к детонации. По другой, сначала взорвался груз пиротехники, а уже одна из петард угодила на склад селитры.

По некоторым данным, владельцем Rhosus является компания Teto shipping LTD, зарегистрированная на Кипре, её владелец — выходец из Хабаровска, а сейчас резидент страны-офшора Игорь Гречушкин. К слову, Rhosus — единственное судно у компании.

Фото © vesselfinder.com

Фото © vesselfinder.com

Как говорят моряки, ходившие на судне, в феврале 2013 года корабль Гречушкина зафрахтовала компания из Мозамбика для перевозки аммиачной селитры из грузинского порта Батуми в эту африканскую страну. Стоимость контракта составила один миллион долларов США, но уже через месяц у бизнесмена не оказалось денег даже на оплату прохода через Суэцкий канал, а компания-заказчик по какой-то причине отказалась от груза.

Моряки считают, что именно поэтому Гречушкин оставил судно в ливанском порту, где оно в итоге село на мель, а власти Бейрута запретили команде покидать судно, опасаясь, что корабль просто бросят как металлолом. В 2014 году местная администрация приняла решение выгрузить селитру на берег, так как корабль представлял собой, по сути, плавучую бомбу.

Rhosus был построен японскими корабелами ещё в 1986 году и к моменту выхода в злополучный рейс, как пишут специалисты, пришёл в удручающее состояние. Плохо работало навигационное оборудование, были проблемы с топливной системой, отсутствовали элементарные бытовые условия для работы и проживания экипажа. Морякам задерживали зарплату, питание было скудным и состояло в основном из гречки.

Сейчас в Бейруте идёт полномасштабная спасательная операция. Порт разрушен, поэтому обслуживать ливанскую внешнюю торговлю будет порт Триполи.

По мнению специалистов, в некоторых условиях селитра могла взорваться сама. Независимый эксперт-химик Евгений Коваленко заявил, что в сельском хозяйстве селитра используется довольно широко, поскольку это хорошее азотное удобрение, и ничего подозрительного в том, что сухогруз вёз в Мозамбик партию этого вещества, нет.

— Но селитру также любят использовать и террористы, так как она является сильным окислителем, бризантным веществом, по свойствам схожим с тротилом, — говорит Коваленко.

По его словам, на складе могли сложиться определённые условия, чтобы она сама взорвалась.

— Такой вариант возможен. За долгие годы хранения селитра слежалась и уплотнилась. При этом никто не знает, что за это время в неё могло попасть. Внутри мешков могло оказаться вещество-восстановитель, соединение его с селитрой инициировало взрыв, — заявил он.

Выбор редакции