О чём робот говорит с вашим ребёнком? "Яндекс" научил "Алису" разговаривать с детьми, и это может быть опасно

1730

Фото © Shutterstock

<p>Фото © Shutterstock</p>

Голосовой ассистент научился говорить с ребёнком — распознавать его и предлагать детский контент. С одной стороны, удобно, но при этом разговор ребёнка с роботом вызывает опасения. Разбираемся, опасно ли это.

"Алиса" научилась разговаривать с детьми. Это как?

Люди боятся подпускать детей к технологиям, проблема актуальна не только в России. В США среди обеспеченных семей полный отказ от гаджетов в воспитании ребёнка — распространённое решение. Вальдорфская школа, популярная среди сотрудников Силиконовой долины, учит детей вообще без электронных устройств. Есть и другие частные школы Калифорнии, также работающие по старинке. Там вместо цифровой грамотности и презентаций в PowerPoint дети играют в традиционные игры, много времени уделяют чтению вслух и другим видам речевой деятельности.

В Соединённых Штатах есть стереотип, что в сети много сидят дети из слабо обеспеченных семей. Суждение подкрепляется научным исследованием. По данным компании Common Sense Media, подрост­ки из семей с низким доходом проводят у экранов в среднем 8 часов, а более обеспеченные – меньше 6 часов.

В России появился повод для ещё одной фобии. Голосовой помощник "Алиса" научился различать детей и взрослых по голосу. В зависимости от этого он меняет алгоритмы действий. Детскими помощница считает голоса, принадлежащие людям в возрасте до 10–12 лет. В частности, она по-разному отвечает на одни и те же вопросы от тех и других. Ведя диалог с детьми, "Алиса" подбирает наиболее подробные и понятные им объяснения.

В случае с другими командами ассистент также ведёт себя по-разному со взрослыми и с детьми. На запрос включить музыку от ребёнка "Алиса" ставит детские песни, новости — детский выпуск с Radio Disney и так далее.

Таким образом, ещё одно устройство стало более доступным и даже специально ориентированным на детей. Это же — один из страхов родителей. Причём их отношение — как правило, одна из двух крайностей. Одни дают ребёнку планшет на весь день, другие боятся, что устройства будут мешать его развитию. Кроме того, "Яндекс.Станции" с "Алисой" активно продвигаются. В одном из магазинов "Яндекс.Станция" мини-формата даётся в подарок при покупке популярного смартфона.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

В Сети есть масса историй о зависимости детей от гаджетов. Одна из популярных: в планшете можно увеличивать изображение, ребёнок пользуется возможностью, а потом подходит к окну, замечает интересный ему предмет и начинает водить пальцами по стеклу, пытаясь увеличить изображение. Якобы так стирается грань между виртуальной и материальной реальностью.

Разберёмся, опасна ли умная колонка для ребёнка.

Что за детский режим и для чего он нужен?

Распознавание детей — это не особый детский режим, а дополнение для лучшего взаимодействия с людьми разного возраста. Это сделано для того, чтобы усовершенствовать семейный режим и упростить взаимодействие между ребёнком и голосовым помощником. С ним ребёнок получит доступ к ориентированному на него контенту.

Наша задача — с помощью настроек дать детям лучший опыт взаимодействия с колонками, и мы хотели достигнуть этого не только ограничениями, но и правильными рекомендациями контента, который действительно интересен детям, — подкасты, музыка, интересные факты и так далее, — рассказали Лайфу в пресс-службе "Яндекса".

Родительского контроля у колонки с "Алисой" нет, ограничений по времени тоже. Единственное — при общении с ребёнком включается безопасный режим. В нём помощник блокирует выдачу контента с матом и откровенными сценами.

Напрягает и другой факт. В разработке детского режима не принимали участия психологи и другие профессионалы, ориентированные на работу с детьми. Это исключительно разработка "Яндекса", и её процесс взаимодействия с детьми не контролируется.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Детский режим у "Алисы" — не инновация среди смарт-колонок и не самое совершенное решение. Голосовой помощник Alexa от Amazon предлагает систему родительского контроля Kids+, она удобнее и универсальнее. Родитель лучше контролирует поток контента, который получает ребёнок. На специальной панели он может управлять фильтрами и выбрать, какой тип контента можно отображать, а какой нет, устанавливать временные ограничения — например, ребёнок может пользоваться устройством лишь два часа в сутки. Кроме того, в 2018 году была выпущена Echo Dot, колонка компании, специально ориентированная на детей. "Алиса" — универсальное устройство, и внимания к детям там меньше.

Опасно ли пользоваться колонками и почему родители боятся? Что говорят психологи?

Настороженность спровоцирована неизвестностью. Для родителей гаджеты вроде голосовых помощников — новое, плохо изученное устройство. Они сами не сталкивались с ними и не могут оценить их влияние на человека, отсюда и боязнь за ребёнка.

Родителей пугает не "Алиса" и не гаджеты, их пугает непонятность и неизвестность того, чего в их личном опыте не было: ни в их опыте как детей, ни в их опыте как взрослых. Многие взрослые не знают об "Алисе" и многих других полезных гаджетах, потому что не знают о них вообще и потому что зачастую знакомы даже не со всеми функциями своего смартфона, — говорит кандидат педагогических наук Елена Богданова.

Насчёт стёртой грани между виртуальной и материальной реальностью переживать тоже не стоит. Важность виртуальной реальности давно возросла в нашей жизни, это нормально, что ей уделяется много времени. И дальше ей будет уделяться ещё больше внимания.

С точки зрения строения психического аппарата нас должно пугать, когда стирается грань между реальностью и фантазией. Когда человек не понимает, где заканчивается его воображение и начинается материальный мир. А виртуальная реальность, нематериальная, к этому не относится. Это не воображение, а часть реальности, — считает семейный психолог Анна Хныкина.

"Умную" колонку могут взломать. Она уязвимее операционных систем смартфона и компьютера

Главная проблема голосовых ассистентов и смарт-колонок — высокая уязвимость перед хакерскими атаками. Виной тому беспечность самих пользователей — они уделяют мало внимания безопасности. Колонку нужно стабильно обновлять, за загрузкой апдейтов нужно следить.

Фото © Depositphotos

Фото © Depositphotos

Недавно все устройства с Bluetooth оказались уязвимы перед взломом. В их число входят и смарт-колонки. Эксперты CERT и Bluetooth Special Interest Group (SIG) нашли уязвимость — BLURtooth. С её помощью хакер может подключиться к устройству, перехватить данные и взять его под контроль.

Уровень безопасности голосовых помощников весьма низкий. В частности, смарт-колонки подвержены уязвимостям в протоколе Bluetooth, как и прочие устройства с этим типом связи. Также для защиты данных требуется регулярная установка обновлений. Голосовые ассистенты требуют усиленного внимания к безопасности и защите от взлома, — рассказали Лайфу в пресс-службе Group-IB.

На практике опасения экспертов оправдывают себя: взломать умную колонку крайне просто. И при этом можно получить серьёзный урон, потому что она является сердцем умного дома. В прошлом году команда Light Commands заметила, что чувствительность колонок позволяет активировать их не только голосовой командой, но и лазером. Так злоумышленник может открыть электронный замок и попасть в дом.

Компания заостряет внимание на обновлениях. Последняя версия программного обеспечения всегда лучше защищена от хакеров. Если колонка не обновляется, не пользуйтесь ею и смените её. Также Group-IB рекомендует использовать стойкие уникальные пароли.

Почему детей нельзя лишать технологий? И как ограничивать их время с колонкой?

Психолог Анна Хныкина успокаивает родителей и рекомендует не переживать на тему вовлечённости детей в технологии. Наибольший стресс вызывают эпизоды, когда ребёнок пытается взаимодействовать с реальными предметами как с виртуальными. Это нормально. Такое может возникнуть из-за переутомления, но о нарушении психики точно не свидетельствует.

Фото © Shutterstock

Фото © Shutterstock

Такое бывает и у взрослых людей. Попытка взаимодействовать с реальными предметами как с виртуальными — это нормально. Мозгу нужно время, чтобы переключиться из одного процесса в другой, — говорит эксперт.

Ещё один страх: из-за вовлечённости в цифровые технологии у детей снижаются творческие способности и интеллект. Например, они хуже рисуют и не умеют завязывать шнурки. Психолог Анна Хныкина объясняет это тем, что у детей, с раннего возраста погружённых в гаджеты, мозг работает быстрее рук, отсюда и трудности с рисованием и прочим. Но, по её словам, это не является проблемой.

Кроме того, отказ от гаджетов навредит ребёнку, а не поможет. Это усложнит процесс социализации: у ребёнка не окажется общих тем со сверстниками, ему будет трудно адаптироваться к взрослой жизни, когда владение устройствами и приложениями — уже навык по умолчанию.

Важно знать меру и самостоятельно контролировать степень пользования ребёнка гаджетами. Тогда он получит от них исключительно пользу.

Это вопрос меры и баланса. Крайности создают люди, когда не способны определиться с мерой и договориться, когда и сколько времени можно проводить с гаджетом и без. Нужно решить этот вопрос. Это не проблема гаджетов, это проблема отношений между людьми, — говорит Елена Богданова.

При этом есть и противоположная точка зрения. Одна из школ в Великобритании выяснила, что отказ от устройств повышает успеваемость учащихся. Дети, относившиеся к группе с низкой успеваемостью, стали лучше учиться. Такого же мнения придерживаются и в Силиконовой долине. Причём в дорогих частных школах, где устройства запрещены, учатся и дети IT-специалистов, разрабатывающих те самые гаджеты. Они создают их и при этом не доверяют им. "Яндекс", в свою очередь, навязывает вашему ребёнку колонку почти бесплатно.

Комментариев: 0

avatar
Для комментирования авторизуйтесь!
Layer 1