29 декабря 2020, 00:40
3795

YouTube могут заблокировать, хотя год назад от этого отказывались. Что изменилось в отношениях Google и России?

Госдума рассматривает вариант блокировки главного видеосервиса в мире — YouTube. Ещё год назад сообщали, что такая мера не рассматривается. Что за это время изменилось — Лайф восстановил хронологию событий.

Фото © Shutterstock

Читать на сайте Life.ru

Генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких допустил, что YouTube в России могут закрыть. По его словам, Россия недовольна отношением площадки к местным блогерам.

Мы видим инициативы депутатов Госдумы, и мы понимаем, что вероятность того, что дни YouTube сочтены, имеет место быть, поэтому диверсифицируйте площадки, пользуйтесь российскими, не окажитесь в ситуации "Царьграда", когда весь контент был только на YouTube, — призвал Широких.

Почему YouTube хотят заблокировать?

Год назад премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что подобных мер не предвидится и YouTube продолжит работать на территории страны. За год отношения между властью и площадкой поменялись.

По мнению государства, российские СМИ стабильно сталкиваются с цензурой на западных интернет-платформах, в частности и на YouTube. Ресурс заблокировал аккаунты канала "Царьград", информационных агентств Anna News и News Front, а также удалил аккаунт крымского телеканала "Крым 24" и ограничил на территории России распространение фильма Александра Рогаткина "Беслан".

В обратную сторону идут обвинения о распространении новостей сомнительной достоверности. Роскомнадзор признал YouTube лидером по распространению фейковых новостей.

Впрочем, YouTube — не единственный ресурс, мешающий продвижению российских СМИ. Летом этого года соцсеть Twitter начала маркировать СМИ, находящиеся под контролем властей: в шапке профиля и под каждой записью стала появляться метка "Государственное издание" с указанием страны. Кроме того, твиты этих аккаунтов не попадают в рекомендации. Из российских СМИ соцсеть промаркировала Лайф, ТАСС, РИА "Новости", "Вести" и "Вести FM", RT и ряд других изданий.

Каким будет ответ?

Госдума приняла закон об ответных санкциях за цензуру против российских СМИ. Иностранным интернет-площадкам будет грозить наказание за ограничение доступа к информации по расовой, национальной и политической принадлежности. Это может быть штраф, блокировка на территории страны или замедление трафика.

Под цензурой со стороны площадок имеется в виду блокировка аккаунтов телеканалов, удаление их постов и видео. До этого поводом для ответных мер стал скандал вокруг YouTube-канала "Соловьёв LIVE". Роскомнадзор считает, что видео Владимира Соловьёва с октября не попадают в раздел "В тренде", потому что площадка блокирует их. Ранее, по словам ведомства, журналист попадал туда регулярно.

Ранее Лайф разговаривал по этому поводу с депутатом Госдумы Антоном Горелкиным. По его словам, лучшее решение — введение ограничений на показ рекламы. Так Россия повлияет на финансовую отчётность Google, а для любой международной компании это важнейший показатель.

YouTube и другие платформы не хотят вести диалог с российской властью?

Одна из претензий государства к хостингу YouTube — отсутствие российских подразделений. Как следствие, данные пользователей хранятся не на российских серверах, что противоречит законодательству. Из-за этого в начале 2020 года были оштрафованы Twitter и Facebook.

В случае со СМИ авторы заблокированного контента не могут получить разъяснения, почему их аккаунты заблокированы. Более того, в случае с соцсетью Facebook они даже не могут ознакомиться с правилами пользования.

Как быть российским компаниям и блогерам?

Роскомнадзор уже порекомендовал российским СМИ отказаться от хостинга YouTube и использовать отечественные видеосервисы, чтобы избежать влияния зарубежных платформ на доступ россиян к их информации.

Российские IT-компании, в свою очередь, начали работать над созданием местных аналогов крупных западных площадок. Так, холдинг "Газпром-медиа" купил российское мобильное приложение "Я молодец" — сервис коротких вертикальных видео по аналогии с сервисом TikTok. Об этом рассказал "Коммерсанту" глава холдинга Александр Жаров.

На основе приложения "Газпром-медиа" создаст собственный видеосервис для российских блогеров. Платформа "Газпром-медиа" появится в ближайшие два года, говорит Жаров. На таких платформах в случае блокировки российские авторы получат разъяснения и смогут оспорить это решение.