Эксперты ЭИСИ отнесли справедливость, солидарность и традиции к признакам российской идентичности
Политологи, философы и журналисты обсудили, чем Россия отличается от других народов на ценностном уровне.
Обложка © shutterstock
Социологи давно фиксируют тенденцию на сплочение нашего общества перед лицом внешней угрозы. Речь об этом шла сегодня и в ходе круглого стола ЭИСИ "Кто мы: российская идентичность". Участники пришли к выводу, что единство российского общества имеет в своей основе не только ситуативные, но и фундаментальные причины: в основе российской идентичности лежат такие факторы, как общность языка, исторической памяти, культуры и ценностей.
"Россия не просто отдельно взятая страна, мы государство-цивилизация. Мы не являемся ни частью Запада, ни частью Востока, мы самодостаточны во всех отношениях и смыслах… Мы отличаемся от остальных на ценностном уровне", — выразил мнение один из участников обсуждения, политолог Александр Рудаков.
К основным ценностным ориентирам россиян эксперт отнес традиционную семью, взаимопомощь, справедливость, солидарность (знаковый пример – поддержка жителей Донбасса), уважение и свободу, сильную власть и государство, а также межнациональный диалог. В свою очередь политолог и журналист Борис Межуев обратил внимание, что в последнее время стали больше говорить о цивилизационной идентичности. Если в 2014 году при воссоединении Крыма с Россией риторика была о национальной идентичности ("что отличает нас от Украины"), то сейчас настал переломный момент в разворачивании дискуссии именно о том, что нас характеризует как цивилизацию ("что отличает нас от Запада"). Разница, по мнению эксперта, существенна.
"Мне кажется, что национальная идентичность — это определение себя через прошлое, цивилизационная идентичность — это определение себя через будущее. Прошлое, наши корни, — это то, что соединяет нас с нашими предками, это вещь важная, но тем не менее не столь значительная. А когда мы говорим о том, чем мы отличаемся от Запада, мы, в первую очередь, задействуем то, что мы не вписываемся в то будущее, которое строит Запад, вот это, мне кажется, сегодня главное", — рассуждает Межуев.
Фото © shutterstock
Говоря об отличительных ценностях России, спикер назвал следующие: принятие равенства и некая патриархальность, заключающаяся в защите семейных ценностей и сильной публичной власти. Объясняя последнее, он сказал, что в Европе, например, все уже давно привыкли к анонимной власти, где политики являются не лидерами, а просто публичными пешками конкретных суфлеров. Россия же никогда не принимала и не желала такого. Поэтому в России приветствуется и защищается сильная публичная власть.
Заместитель исполнительного директора по стратегии и прогнозированию ЭИСИ Екатерина Соколова подхватила мысль о названных ценностях, уточнив, что именно обсуждение поправок к Конституции создало ценностный консенсус и тем самым обеспечило переход к цивилизационному подходу. Она также отметила, что идентификация складывается и из того, как мы воспринимаемся другими. Россия у многих в Европе воспринимается как определенный ценностный ориентир (для тех, кто ориентирован на традиционные ценности) и политический ориентир (сильной власти и порядка, персонализированных в фигуре Президента страны Владимира Путина). Она привела пример, как в Италии, например, говорят: "О, Путин! Нам бы такого!", потому что для них сильная власть, порядок, продвижение интересов России, а не танцы под дудку ЕС, — это очень важно.
"Мне интересно, как это сейчас будет преломляться. Мы видим «культуру отмены», которая тоже является восприятием нас как другого, и мы видим, на что она направлена: на нашу культуру, на Чехова, Чайковского и Достоевского... С этим мы идентифицируемся на Западе. Идентифицируемся с сильной фигурой власти Путина и борьбой за новую конфигурацию мировой политической системы. Это тоже интересно, мы — как другие", — продолжила она.
Фото © shutterstock
А вот директор института ЕАЭС Владимир Лепехин в ходе круглого стола попытался раскрыть сущность цивилизационного подхода и цивилизационной идентичности России. Эксперт сослался на труды Н.Я. Данилевского, который писал о том, что славянской цивилизации, в отличие от агрессивной романо-германской, присуща именно ненасильственность. Это объясняется тем, что крестьянская страна с земледельческим укладом — созидательная по своей сути. Такой цивилизационный подход, по словам Лепехина, является альтернативой национализму. Именно в этом спикер видит причину такого противостояния Запада развитию российской цивилизации.
Ранее секретарь Совбеза Николай Патрушев выразил мнение, что российская спецоперация на Украине сорвала планы Запада установить в России и в других странах подконтрольный себе режим. Если бы не превентивные меры со стороны Москвы, недружественные страны могли поставить под угрозу существование не одной страны, уверен он.