Мистика на грани с реальностью: 7 мистических пророчеств из романа «Мастер и Маргарита»
Life.ru рассказывает, как булгаковский шедевр предсказал судьбу страны и самого автора, а некоторые совпадения пугают даже спустя 80 лет после смерти писателя.
Мистические пророчества Булгакова: 7 невероятных совпадений в романе «Мастер и Маргарита». Обложка © Коллаж © Life.ru, фото © Wikipedia / Moisej Nappelbaum, © «Шедеврум»
Более восьми десятилетий роман «Мастер и Маргарита» не просто держит статус культового произведения русской литературы — он продолжает обрастать мистической аурой совпадений и сбывшихся предзнаменований. Странные параллели между текстом и реальностью заставляют нас снова и снова возвращаться к гениальному произведению Булгакова. Что же на самом деле смог предвидеть писатель, работая над своим последним и самым знаменитым романом?
Неслучайная судьба рукописи
«Рукописи не горят»: как судьба романа «Мастер и Маргарита» подтвердила пророчество Воланда. Фото © Wikipedia
Фраза Воланда «Рукописи не горят» стала пророческой для самого романа. Когда Булгаков диктовал супруге последние правки, он вряд ли мог представить, что произведение увидит свет только через 26 лет. Подобно тому как Мастер в отчаянии сжёг свою рукопись о Понтии Пилате, сам Булгаков однажды сжёг ранний вариант романа. Но подобно мистическому воскрешению труда Мастера роман Булгакова был восстановлен и вернулся к читателям. Елена Сергеевна, жена писателя, билась за публикацию так же самоотверженно, как Маргарита спасала рукопись своего возлюбленного. Когда в 1966 году журнал «Москва» опубликовал первую часть романа, она согласилась на существенные купюры — понимая, что главное, чтобы текст дошёл до читателя. И он дошёл — навсегда опровергнув идею, что что-то действительно ценное может исчезнуть бесследно.
Масло как символ грядущей катастрофы
Слова Воланда «Аннушка уже разлила масло» превратились в крылатое выражение, означающее, что беда неотвратима. Историки литературы видят в этой фразе нечто большее, чем предупреждение о смерти Берлиоза. Пролитое масло — древняя дурная примета, знак беды. Некоторые даже проводят параллель между этим образом и надвигавшейся войной: когда Булгаков писал роман, фашисты уже готовились к вторжению. Разлитое масло предвещало не только трагическую судьбу отдельного человека, но и катастрофу для всей страны.
Предсказание собственной смерти
Последние слова романа: как Булгаков предсказал собственную смерть в «Мастере и Маргарите». Фото © Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», режиссёр Владимир Бортко / Kino-teatr
Поразительное совпадение: правка романа оборвалась 13 февраля 1940 года на фразе Маргариты о похоронной процессии. «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Будто предчувствуя свою кончину, Булгаков вложил в уста героини слова, которые оказались пророческими для него самого. Тяжело больной нефросклерозом, он продолжал работать над текстом до последних дней, а когда ослеп — диктовал правки жене. Мистическое совпадение дополняется и другим эпизодом: в 1934 году Булгаков диктовал сцену пожара в квартире Берлиоза — и в тот же вечер в их собственной кухне вспыхнул керосин. Это происшествие, записанное Еленой Сергеевной в дневнике, словно перекинуло мост между художественным миром романа и реальностью.
Воланд как предвестник фашизма
Булгаков обладал удивительной исторической интуицией. Образ Воланда и его зловещей свиты многие исследователи сегодня интерпретируют как символическое предвидение нашествия нацистов. Писатель работал над романом накануне Великой Отечественной войны, и появление сатаны в Москве может трактоваться как предчувствие приближения Гитлера к столице. Булгаков, переживший гражданскую и Первую мировую войны, видел, как начиналась Вторая мировая. Жуткие сцены бала у сатаны с нескончаемым потоком мертвецов, кубок с кровью, который подносят Маргарите, — всё это можно воспринимать как символы грядущей бойни. Примечательно и то, что в романе Воланду не удаётся подчинить себе Москву полностью — как не смог взять советскую столицу и Гитлер.
Сеанс чёрной магии и обесценивание денег
Сеанс чёрной магии в «Варьете»: как Булгаков предвидел послевоенное обесценивание денег. Фото © Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», режиссёр Владимир Бортко / Kino-teatr
Один из самых ярких эпизодов романа — сеанс чёрной магии в театре «Варьете», где Воланд с помпой раздаёт денежные купюры, которые позже превращаются в бесполезные бумажки. В этой сцене можно увидеть гениальное предвидение послевоенных экономических реалий. После войны многим выдавали зарплату облигациями государственных займов, заставляя подписываться на них почти принудительно. Люди складывали эти «ценные бумаги» в шкафы, а когда в 1980-е годы попытались обменять их на деньги, оказалось, что их реальная ценность стала мизерной из-за инфляции. Сцена с исчезающими деньгами оказалась пророческой метафорой обесценивания накоплений целых поколений.
Огонь как предвестник перемен
В романе огонь становится самостоятельным действующим лицом: Мастер сжигает рукопись, пожары вспыхивают в его подвальчике, в Торгсине, в Доме Грибоедова. Это символическое присутствие огня по-своему предсказывает эпоху великих потрясений, когда старый мир будет разрушен, чтобы дать дорогу новому. Поразительным совпадением стал пожар в Театре сатиры на Большой Садовой — в том самом месте, где раньше располагался мюзик-холл, ставший прообразом булгаковского театра «Варьете». Особенно мистическим кажется тот факт, что пожар случился всего через несколько дней после премьеры новой экранизации «Мастера и Маргариты» режиссёра Михаила Локшина, в финале которой пламя охватывает всю Москву. Хотя, конечно, это может быть лишь случайным совпадением.
Цикличность истории вместо светлого будущего
Булгаков против милленаризма: цикличность истории вместо коммунистического рая. Фото © Кадр из фильма «Мастер и Маргарита», режиссёр Владимир Бортко / Kino-teatr
Возможно, самое важное пророчество Булгакова касается не конкретных событий, а глубинного понимания истории. В эпоху, когда господствовала вера в необратимый прогресс и светлое коммунистическое будущее, писатель осмелился противопоставить официальной идеологии своё видение — историю как цепочку бесконечно повторяющихся событий.
Мистическая аура, окружающая «Мастера и Маргариту», только усиливается с годами. Порой трудно отделить случайные совпадения от настоящих пророчеств Булгакова. Но бесспорно одно — роман не только пережил своего создателя, но и продолжает оказывать мощное влияние на культуру. Сегодня его сюжеты оживают в театральных постановках, музыкальных произведениях и даже рекламных кампаниях крупных компаний. Ранее Life.ru рассказывал, что Стивен Хокинг рассчитал точную дату конца жизни на нашей планете.