Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 мая, 04:00
3951

Сам Тарантино называл этот советский мультфильм шедевром — и вы поймёте почему, когда посмотрите

Советский мультфильм 1979 года поразил западных критиков и стал лучшим анимационным фильмом всех времён. Life.ru рассказывает о феномене «Сказки сказок».

Советский мультфильм признали лучшим анимационным фильмом всех времён.  Обложка © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Советский мультфильм признали лучшим анимационным фильмом всех времён. Обложка © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Представьте картину: Квентин Тарантино выходит из московского Музея кино с круглыми от удивления глазами. «Почему я раньше не видел этого фильма! Почему его не крутят в каждом кинотеатре мира?» — восклицает режиссёр «Криминального чтива». Речь о советском шедевральном мультфильме «Сказка сказок» 1979 года. Да, именно мультфильме. И да, именно шедевральном.

«Сказка сказок» Норштейна покорила мировую критику и Квентина Тарантино.  Фото © ТАСС / Валерий Христофоров

«Сказка сказок» Норштейна покорила мировую критику и Квентина Тарантино. Фото © ТАСС / Валерий Христофоров

Когда западные кинокритики составляли список лучших анимационных фильмов всех времён, они единогласно поставили на первое место работу Юрия Норштейна. Опережая «Белоснежку», студию Ghibli и все диснеевские хиты. Что же такого особенного в этих 29 минутах экранного времени?

«Сказка сказок»: История создания уникального произведения

Почему западные режиссёры считают советский мультфильм шедевром кинематографа. Фото © РИА «Новости» / Владимир Вяткин

Почему западные режиссёры считают советский мультфильм шедевром кинематографа. Фото © РИА «Новости» / Владимир Вяткин

Юрий Норштейн работал над «Сказкой сказок» четыре года — срок немыслимый для современной анимации. Каждый кадр рисовался и снимался вручную, каждая деталь продумывалась до мелочей. Режиссёр использовал технику перекладки — фигурки из картона двигались под камерой по стеклянным плоскостям.

За основу сюжета взяли старую колыбельную «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю». Серый волк из песенки стал проводником между мирами — детства и взрослости, мира и войны, прошлого и настоящего. Норштейн хотел рассказать о памяти поколений, о том, как в каждом взрослом живёт ребёнок.

Революционная техника анимации

Норштейн изобрёл собственный способ многоплановой съёмки. Персонажи располагались на разных уровнях под камерой, создавая невероятную глубину изображения. Фоны рисовались акварелью, а герои вырезались из бумаги. Такой подход позволил создать живописные кадры, каждый из которых достоин отдельного просмотра.

Музыка как часть повествования «Сказки сказок»

Композитор Михаил Меерович. Фото © Wikipedia

Композитор Михаил Меерович. Фото © Wikipedia

Композитор Михаил Меерович подобрал классические произведения Баха, Моцарта и народные мелодии. Музыка не просто сопровождает действие в советском мультфильме «Сказка сказок» — она ведёт за собой, создаёт настроение, заменяет слова. Тишина здесь работает не хуже звука.

Почему мультфильм стал культовым за рубежом

Западные кинокритики увидели в «Сказке сказок» то, чего не хватало их собственной анимации — глубину и философскую наполненность. Пока американские студии развлекали детей, советский режиссёр создал произведение для души.

Универсальность без слов

Как советская мультипликация обогнала «Дисней» и студию Ghibli, по мнению критиков. Фото © РИА «Новости» / Е. Стопалов

Как советская мультипликация обогнала «Дисней» и студию Ghibli, по мнению критиков. Фото © РИА «Новости» / Е. Стопалов

В мультфильме почти нет диалогов, но это только усиливает его воздействие. Образы понятны любому зрителю независимо от языка и культуры. Танцующие пары на балу, ребёнок, играющий с солнечным зайчиком, яблоко, катящееся по снегу, — эти кадры трогают сердце без перевода.

Работа с памятью и ностальгией

Норштейн сумел визуализировать то, что психологи называют коллективным бессознательным. Каждый кадр будто извлечён из глубин памяти — не личной, а родовой. Детские воспоминания смешиваются с историей страны, создавая удивительную эмоциональную насыщенность.

Поэтика вместо развлечения

Режиссёр отказался от традиционного понимания мультфильма как детского жанра. «Сказка сказок» — это кинопоэзия, где каждый образ многозначен и открыт для интерпретации. Такой подход поражал западных коллег, привыкших к чёткому разделению на «детское» и «взрослое» кино.

Символизм и скрытые смыслы

«Сказка сказок» 1979 года получила признание лучшего мультфильма планеты. Фото © РИА «Новости» / Сергей Пятаков

«Сказка сказок» 1979 года получила признание лучшего мультфильма планеты. Фото © РИА «Новости» / Сергей Пятаков

Каждый элемент мультфильма «Сказка сказок» работает как символ. Серый волк — проводник между мирами, хранитель детских снов и взрослых страхов. Дом с освещёнными окнами — символ тепла и безопасности. Танцующие на балу пары — ушедшее поколение, которое живёт только в памяти.

Война как болезненная память

Кадры военного времени врываются в детские воспоминания, нарушая их безмятежность. Норштейн показывает, как коллективная травма проникает в личную историю каждого человека. Эти сцены особенно поражали зарубежных зрителей своей пронзительностью.

Круговорот жизни

Секреты создания советского мультфильма «Сказка сказок», который восхищает зрителей 45 лет. Фото © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Секреты создания советского мультфильма «Сказка сказок», который восхищает зрителей 45 лет. Фото © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Мультфильм «Сказка сказок» построен как бесконечная спираль воспоминаний. Конец плавно перетекает в начало, подчёркивая цикличность бытия. Детство сменяется взрослостью, но где-то в глубине души остаётся тот самый ребёнок, который играл с солнечными зайчиками.

Дом как центр мироздания

Образ дома проходит через весь художественный фильм — тёплого, уютного места, куда всегда хочется вернуться. Это не просто здание, а метафора родины, семьи, детства. Западные критики отмечали особую трогательность этого образа.

Влияние на мировую анимацию

Мультфильм Норштейна стал эталоном для современных аниматоров и режиссёров. Фото © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Мультфильм Норштейна стал эталоном для современных аниматоров и режиссёров. Фото © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

«Сказка сказок» изменила представление о возможностях советской мультипликации. Многие режиссёры признавались, что именно этот фильм вдохновил их на поиск новых выразительных средств.

Техника многоплановой съёмки

Изобретённый Норштейном метод съёмки позже использовали аниматоры по всему миру. Глубина изображения, достигнутая простыми средствами, поражала коллег. Сегодня подобные эффекты создают с помощью компьютерной графики, но рукотворная работа Норштейна до сих пор остаётся эталоном.

Философская анимация

После «Сказки сказок» западные студии начали экспериментировать с более серьёзными темами. Появились мультфильмы, рассчитанные на взрослую аудиторию, где затрагивались глубокие психологические и философские вопросы.

Работа с классической музыкой

Почему «Сказка сказок» считается вершиной мировой анимации, по версии критиков. Фото © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Почему «Сказка сказок» считается вершиной мировой анимации, по версии критиков. Фото © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Норштейн показал, как классические произведения могут органично сочетаться с анимацией. Этот опыт переняли многие режиссёры, создав целое направление «музыкальной анимации».

Признание за рубежом

В 1984 году Академия киноискусства и ASIFA-Hollywood провели грандиозный опрос среди 1000 кинокритиков и режиссёров мира. «Сказка сказок» единогласно заняла первое место среди лучших анимационных фильмов всех времён. Это признание шокировало даже самих создателей.

Фестивали и награды

Советский анимационный шедевр который изменил представление о мультипликации навсегда. Фото © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Советский анимационный шедевр который изменил представление о мультипликации навсегда. Фото © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Мультфильм получил главные призы более чем на 15 международных фестивалях. Каннский фестиваль, Берлинский фестиваль, «Золотая пальмовая ветвь» — список наград впечатляет. Западная критика называла его «визуальной поэзией» и «шедевром киноискусства». Помимо Тарантино фильм восхищал Федерико Феллини, Акиру Куросаву, Хаяо Миядзаки. Японский мастер анимации признавался, что «Сказка сказок» научила его работать с эмоциями зрителя через визуальные образы. В западных университетах «Сказку сказок» изучают как пример совершенного кинематографического языка. Написаны десятки диссертаций о символизме Норштейна, его влиянии на мировое кино.

Сегодня, спустя более 45 лет после создания, «Сказка сказок» не потеряла актуальности. Молодые зрители открывают для себя глубину норштейновского повествования, а опытные ценители пересматривают любимые кадры. Кстати, в 2010 годах фильм прошёл полную цифровую реставрацию. Каждый кадр восстановили с ювелирной точностью, сохранив авторский замысел. Новые поколения зрителей получили возможность увидеть шедевр в идеальном качестве.

Советский мультфильм признали лучшим анимационным фильмом всех времён. Фото © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Советский мультфильм признали лучшим анимационным фильмом всех времён. Фото © Кадр из мультфильма «Сказка сказок», режиссёр Юрий Норштейн / Kinopoisk

Принципы Норштейна используют создатели компьютерной анимации. Студия Pixar неоднократно ссылалась на «Сказку сказок» как на образец эмоционального воздействия. Даже в эпоху высоких технологий рукотворная работа советского мастера остаётся эталоном. Да и вообще, во многих киношколах мира «Сказку сказок» изучают как обязательный материал. Студенты анализируют композицию кадра, работу с цветом, ритм монтажа. Фильм стал классикой, которую должен знать каждый аниматор.

Удивительно, как 29 минут советской анимации покорили весь мир. «Сказка сказок» доказала: настоящее искусство не знает границ. Оно говорит на языке человеческих эмоций — самом понятном языке на планете. И пока в людях живёт способность чувствовать, этот мультфильм будет трогать сердца зрителей по всему миру. А ещё Life.ru недавно сделал тест, где надо угадать всех рыжих в советских фильмах.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar