Для тех, кого достало страховое вымогательство

Для тех, кого достало страховое вымогательство

Фото: © РИА Новости /Алексей Мальгавко

8691
Журналист Тимур Хасанов — об обнаглевших страховщиках и защищающих их чиновниках, а также о том, что реформой ОСАГО новые поправки Минфина назвать нельзя.

"Как же достали страховщики!" Наверное, каждый россиянин, у которого есть машина, купленная на трудовые деньги, произносил вслух или про себя примерно такие слова. С каждой новой "реформой" автогражданки этот некогда благой страховой инструмент превращается в дорожный оброк. 

Напомню, в апреле 2015 года страховщики благодаря мощному лобби в лице Российского союза автостраховщиков (РСА) добились увеличения в 1,5 раза базовых тарифов ОСАГО. Тогда Центробанк, призванный регулировать отрасль, в свойственной себе манере даже сделал некий реверанс в пользу водителей: тарифы сделали плавающими (верхнюю и нижнюю границы), чтобы страховщики могли конкурировать. Конечно же, нисколько не договариваясь, страховщики выкрутили тарифы по верхней планке. Лично для меня зелёный полис на недорогую иномарку обходился примерно в 5 тыс. руб., а теперь уже пришлось выложить 10 тыс. руб. 

Никакого экономического обоснования Центробанк так и не предоставил общественности, хотя эта услуга носит обязательный характер. Так вот вам официальные данные страховщиков: в 2015 году они собрали 220,2 млрд руб., на выплаты по ДТП потратили лишь 121,9 млрд руб., что составляет лишь 55% от сборов. Таким образом, 48 млрд руб. пошли в копилку страховых компаний.

Где убыточность? Где разорения? Вы плачете, что ваш дебет не сходится с кредитом, тогда идите в другой бизнес, как теперь модно говорить. При этом нужно учитывать, что ОСАГО даровалось им не как основной инструмент заработка, на котором контора должна выезжать из кризиса.

Весь прошлый год страховые фирмы бегали от автомобилистов в регионах с низкими коэффициентами — читай: с низкими сборами. Переносили центры возмещения убытков за сотни километров от места продажи полиса или вовсе в другие регионы. До сих пор в таких "неприбыльных" городах, как Волгоград или Уфа, действует практика, когда полис продаётся только 1 час в течение одного дня недели. Люди вынуждены занимать очереди, как в эпоху дефицита туалетной бумаги. При этом агенты страховщиков недвусмысленно дают понять, что готовы пойти навстречу при покупке расширенного полиса или допстраховки на жизнь. 

Если иногородний водитель попробует прямо сейчас купить полис в Москве или Подмосковье, то в 80% случаев его отправят в центральный офис на экспертизу автомобиля. При этом экспертиза работает 1—2 часа по понедельникам. Формально они не отказывают, но многие ли будут тратить время на искусственные препоны? Неудивительно, что в 2015 году у нас появилось 8 млн автомобилистов, отказавшихся от покупки не поддельного полиса, — это по официальным данным РСА, а по неофициальным — 15 млн водителей. Страховщики выдумали какую-то сказочку про автоюристов, которые якобы мешают им жить. На деле нормальные адвокаты помогают гражданам добиться компенсации в рамках российского законодательства, вот с ними-то и пытаются воевать страховые.   

А чтобы получить скидку по ОСАГО за безаварийную езду, нужно сплясать с бубном. РСА за объединённую базу ответственности не несёт, Центробанк — не несёт. Страховые агенты, вбивая данные кривыми ручками, забывают вписать год рождения, путают даты. На выходе — "Вам не положена скидка!". Зато доходы страховщиков стремительно растут после увеличения тарифов.

Теперь новая напасть. Как ранее писал Лайф, страховщики добились лакомого для себя повышающего коэффициента за нарушения ПДД (более 4 раз) и наличие свежей уголовной ответственности за ДТП. В последнем случае ещё куда ни шло, но нарушения ПДД будут считаться по сумме всех штрафов водителей, допущенных до управления машиной. То есть если вы с супругой получили по два штрафа за скорость, то третий прокол автоматом увеличит цену нового полиса на 86%. Вместо 10 тыс. руб. мы с супругой должны будем заплатить 18,6 тыс. руб.

 

Окей, можно сказать: "Не нарушай, и платить не придётся". Таким аргументом ещё можно было бы оперировать, если б в России были по-европейски идеальные дороги, с качественной разметкой и чётко установленными дорожными знаками; если бы гаишники в регионах не выпускали тихоходы нарочно, чтобы у водителя сорвались нервы и он пошёл на запрещённый обгон; если бы камеры видеофиксации не путались в показаниях; и таких "если бы" — сотни. И потом с какой стати страховщики берут на себя функции карающего органа? Почему они будут зарабатывать на штрафах, а не государство, которое на эти деньги может построить нормальные дороги? А что мы будем делать, когда и штрафы в очередной раз подтянут к инфляции? 

И это не единственная беда, которую приготовил водителям Минфин своими поправками к ОСАГО. Чего только стоит отмена компенсации по ДТП наличными деньгами. Предполагается, что теперь страховщики будут направлять водителей на ремонт в аффилированные сервисы. Помню, как где-то в 2005 году в первый и последний раз воспользовался этой опцией. Не последний по рейтингу страховщик тогда отправил ремонтировать автомобиль в сервис, который находился в гаражном кооперативе и ничем не отличался от замусоленных дорожных мастерских. Стоит ли говорить о том, что покрашенная этим сервисом дверь машины "зацвела" уже через год. 

А для страховщиков расчёт с этими мутными сервисами теперь полностью снимет контроль по статистке выплат. Написать ценник за ремонт в подобном СТО можно с потолка, а потом снова плакать Минфину и Центробанку про убыточность бизнеса. Дескать, спихнули на нас эту обузу непосильную, носимся с ней как с писаной торбой. 

Если кто помнит, в 2003 году, ещё до введения всеобщей автомобильной повинности, полис добровольного страхования гражданской ответственности (ДСАГО) в среднем по Москве стоил около 1,5 тыс. руб. Страховые агенты носились с этой бумажкой, не знали, как её продать. Потом манна небесная обвалилась на страховщиков: полис стал обязательным и подорожал до 4 тыс. руб. (в среднем, без учёта повышающих и понижающих коэффициентов). Сейчас же идёт речь о том, что мы будем платить по 20 тыс. руб. за ОСАГО. 

Как же далеко ушли страховщики с этих прозаичных 1,5 тыс. за ДСАГО. Картель, сговор, мафия — как это ни назови, но страховой бизнес в России в части ОСАГО потерял последние признаки вменяемости. И чиновники им в этом потворствуют. Сейчас уже 15 млн водителей плюнули на этот оброк. То ли ещё будет.

  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×