Крутое пике под Тверью. Почему разбился истребитель Су-30 и кто ответит за аварию?
Техническая неисправность и нарушения при подготовке самолёта к вылету будут рассматриваться в числе самых вероятных версий.
Как это работает?
22 сентября во время тренировочного полёта в Тверской области разбился многофункциональный истребитель Су-30. К счастью, экипаж боевой машины не пострадал. Лётчики смогли благополучно катапультироваться и после приземления вышли на связь, после чего на аэродром базирования их доставила группа эвакуации. Каждое лётное происшествие с участием боевой техники, принятой на вооружение, рассматривается самым пристальным образом.
Сразу после оценки состояния пилотов к ним приедут военные дознаватели. До момента извлечения бортовых самописцев с места крушения (если они уцелели) с лётчиков снимут показания. Затем их показания сравнят с данными самописца, и, если версия о потере управления и технической природе авиакатастрофы подтвердится, вопросы будут задавать изготовителям самолёта и командованию части, в которой служили офицеры ВКС. Бывший военный дознаватель подполковник запаса Геннадий Фомин отметил, что проверка, которая последует после такого происшествия, по своим масштабам всегда сравнивается с "двумя пожарами".
Перед каждым вылетом машины лётчики осматривают борт и подписывают акт приёма у техников. Последние, в свою очередь, должны заносить в документы все процедуры, которые проводят с истребителем, вплоть до проверки состояния лампочек в кабине. До момента получения предварительной информации о причинах крушения вся техническая бригада, все техники и весь смежный персонал, который так или иначе имеет отношение к обслуживанию борта, отстраняются от работы на время следственных действий
Версии катастрофы
Погодные условия, по словам Фомина, вряд ли могут быть причиной крушения Су-30. В Тверской области, где проводились полёты, отличная для осени погода — до +20 градусов, небольшая облачность, но никаких осадков. Атмосферное давление чуть выше нормы — 745 миллиметров ртутного столба. Если исходить из оставшихся версий, то отказ техники и ошибка пилотирования могут стать приоритетными в работе следственной группы.
- Отказ техники. Косвенно на технический характер крушения указывают сообщения очевидцев. По словам местных жителей, упавший Су-30 летел в группе из трёх истребителей. После резкого манёвра с подъёмом вверх машина потеряла скорость, а после того, как лётчики катапультировались, истребитель выровнялся, пролетел пару километров и затем начал падать.
Авария Су-30 в Тверской области — третья в истории российской истребительной авиации и четырнадцатая по счёту в истории машин этой модели. Первый Су-30 потеряли во время показательных полётов в Ле-Бурже в 1999 году. Лётчик-испытатель КБ Сухого Вячеслав Аверьянов и штурман Владимир Шендрик смогли катапультироваться и выжили.
Фото © LIFE SHOT
Вторая авария с Су-30 случилась через 13 лет. 28 февраля 2012 года во время разгона до максимальной скорости у экспортного Су-30МК2 отвалилась фара подсветки для дозаправки, части детали засосало в воздухозаборник, машина начала терять управление. Лётчики — подполковник Валерий Кириллин и капитан Алексей Горшков — катапультировались и выжили. Последний из разбитых отечественных самолётов российские ВКС потеряли в Сирии. В 2018 году во время взлёта и набора высоты с авиабазы Хмеймим в воздухозаборник истребителя попала птица. Оба лётчика, пытавшиеся увести машину от жилых кварталов, погибли. Потерянный в Тверской области истребитель — вторая строевая машина, принятая на вооружение ВКС РФ.
- Ошибка пилотирования. Лётчики, проходящие службу на авиабазе Хотилово, к которой был приписан разбившийся борт, считаются элитой Воздушно-космических сил России. Почти весь офицерский состав части прошёл через войну в Сирии и участвовал в боевых действиях или операциях прикрытия. Даже учебные полёты для вновь прибывших в авиачасть, которая защищает воздушное пространство над Москвой, обычно проходили с соблюдением всех мер безопасности, однако человеческий фактор, как отмечают, исключать нельзя.
Самая известная авария на взлётной полосе авиабазы Хотилово произошла 15 декабря 2016 года. Фотографии с "брачными играми" двух истребителей Су-27 облетели весь мир, включая американские и британские издания. Причиной аварии стали ошибочные действия лётчика истребителя с бортовым номером "02 красный", который, если говорить простым языком, слишком сильно нажал на газ и залетел под соседний истребитель во время рулёжки. Обе машины не были списаны и после небольшого ремонта остались в строю. После этого в авиаполк начали поступать ультрасовременные истребители Су-35, и никаких инцидентов с этими машинами не происходило.
Впрочем, большая часть зарубежных аварий Су-30 связана именно с ошибкой пилотирования в сложных погодных условиях. Лётчики отмечают, что сама по себе российская машина позволяет вести себя в небе гораздо свободнее, чем Су-27, однако, как и любой самолёт такого уровня, Су-30 не прощает грубых ошибок.
Если кажется, что аэродром Хотилово обладает какой-то плохой аурой, то более современные и более дорогие машины ВКС России разбивались и раньше. Например, фронтовой бомбардировщик Су-34 из состава 47-го отдельного смешанного авиационного полка, который "приложили" о землю во время взлёта в 2016 году в Воронеже, не стали восстанавливать и списали в утиль, хотя машина с бортовым номером "28 красный" принимала участие в воздушной части Парада Победы на Красной площади в 2015 году.
В мае 2020 года на авиабазе загорелся истребитель МиГ-31 — самый быстрый самолёт в мире, который часто используют в качестве "догонялки" для высотных и скоростных самолётов НАТО и как носитель гиперзвуковой ракеты "Кинжал". При подготовке самолёта к вылету возник пожар, который удалось потушить при помощи наземных служб. Лётчики смогли быстро покинуть кабину, но данных о состоянии самолёта и его пригодности к боевой службе нет. Другой самолёт потеряли пятнадцатью годами ранее. При разборе происшествия было установлено, что причиной падения МиГ-31 в Тверской области в 2005 году стал износ техники, и за следующие несколько лет самолёты этого типа были модернизированы.
- Грубые нарушения при подготовке. Последняя и одна из самых вероятных версий, прокомментировать которую мы попросили бывшего заместителя командира авиационного полка ЮВО лётчика Анатолия Федорченко.
Я категорически не хочу давать никаких оценок. Авария, по сути, на ровном месте — машина надёжная, лётчики опытные. От ошибок никто не застрахован, в том числе и наземные службы, поэтому процедура там такая: после каждой аварии берут пробы топлива, изучают состояние полосы — нет ли посторонних деталей, осматривают мастерские, где самолёты обслуживаются. И на основании всех данных комиссии следствие уже будет делать выводы о произошедшем. Сейчас поднимут всю цепочку (лётчиков, техников) и всю партию самолётов, выпущенных вместе с разбившимся, будут изучать под микроскопом. Это обычная практика
Цена истребителя Су-30 для Воздушно-космических сил России относительно невелика — всего 50 миллионов долларов за единицу. Купить за рубежом Су-30 в данный момент не получится. Все зарубежные клиенты, которым продавался истребитель Су-30, активно используют машину для защиты воздушного пространства страны. С учётом того, что перспективные технологии, заложенные в конструкцию машины, пользуются спросом, таких машин нет и на вторичном авиационном рынке. Купить Су-30 нельзя даже у американской компании Pride Aircraft, основное направление которой — советская авиационная техника. Вероятнее всего, после оценки ущерба и определения причины аварии в Хотилово место погибшей машины займёт либо резервный самолёт одного из четырёх военных округов, либо новая машина.