Подписки в приложениях расходуют больше денег, чем вы думаете. Проверьте их прямо сейчас
Музыка, видео, книги — за весь этот контент вы платите по подписной модели раз в месяц. Средства снимаются автоматически, поэтому потерять контроль над расходами очень просто. Если следить за ними, можно тратить вдвое меньше. Как это сделать — в материале Лайфа.
Представьте ситуацию: вы подписались на сервис, потому что вам был интересен какой-то фильм. Онлайн-кинотеатр предложил вам подписку за один рубль, потому что вы ему очень понравились, а потом, спустя месяц, цена будет составлять уже 399 рублей в месяц. Когда вы получаете СМС об очередном списании средств? Чаще всего не вовремя: по пути на работу, на работе, на встрече, когда угодно, но крайне редко в тот момент, когда вы готовы сразу же пойти и отменить подписку навсегда. Для этого необходимо совершить множество дополнительных действий, вот подписаться было просто, оставили номер банковской карты, и вы уже любимый клиент. Отписаться в разы сложнее. Увидели СМС о списании 399 рублей, на мгновение рассердились, а через день уже забыли — всё, спустя месяц с вас снова спишут 399 рублей, вызвав у вас секундную злость и заработав на вашей лени очередные деньги.
Мы пользуемся подписками. Почему они так популярны?
В 2020 году большинство приложений работают по подписной модели. Стриминговые сервисы, онлайн-кинотеатры, электронные книги, игры на консоли — за всё это мы платим раз в месяц фиксированную сумму. Это делает приложения более доступными для пользователей, а разработчикам обеспечивает более стабильный доход.
Пионером в развитии подписной модели была компания Adobe. В 2013 году компания — создатель Photoshop отказалась от успешно продаваемых коробочных лицензий Creative Suite и предложила Creative Cloud с помесячным доступом. Как результат, уже во втором квартале 2014 года у неё прибавилось 464 тысячи подписчиков, а всего тогда на облачный сервис подписалось 2,3 миллиона пользователей.
— Главную роль в нашем прогрессе сыграли люди, которые хотят работать с Creative Cloud и при этом отказались от пиратских копий. Этот результат наши продукты приносят за счёт низкой цены и высокой ценности. А это стало возможно благодаря подписной модели, — говорил главный исполнительный директор Adobe Systems Шантану Нарайен.
Фото © Shutterstock
Сейчас подписная модель используется самыми популярными сервисами: Spotify, Apple Music, "Кинопоиск", moreTV и другие. Кроме того, компании-конгломераты предложили комбоподписки сразу на несколько сервисов, и цена оптом выходит ниже, чем платить за каждый сервис отдельно. Это "Яндекс.Плюс", Combo Mail.ru, "СберПрайм" и Apple One. Wi-Fi в метро, гигабайты в облаке — эти услуги оплачиваются также по подписке.
Главный плюс подписок — возможность платить за время пользования, а не за факт владения продуктом. Вы можете арендовать библиотеку сериалов у онлайн-кинотеатра, один раз посмотреть и больше никогда не возвращаться. При таком сценарии использования переплачивать за DVD на полке или файл в хранилище сервиса действительно не стоит.
Представьте: за месяц вы посмотрели десять фильмов и заплатили за это 199 рублей. В прошлом, когда кино продавалось поштучно, как в iTunes, вы бы платили 199 рублей за каждый фильм. Итого у вас получилось бы 1990 рублей, с подписной моделью вы потратили в десять раз меньше.
В чём минус подписок? С ними нужно быть внимательным
Проблема в том, что мало кто пользуется всеми преимуществами подписной модели. Как правило, пользователь оформляет подписку один раз и забывает про неё. Так, в течение месяцев, когда он не пользуется ею, приложение списывает деньги.
До недавнего времени раздел с подписками было трудно найти в интерфейсе iOS и Android. В последние годы разработчики решили проблему. Вот как посмотреть список подписок:
iOS: Откройте приложение App Store. Зайдите в "Аккаунт" —> "Подписки". И перед вами выстроится их список.
Фото © Shutterstock
Android: Откройте магазин приложений Google Play. Пройдите в "Дополнительное меню" (три горизонтально расположенные полоски) — > "Подписки". Аналогичным образом перед вами появится их список.
В 2020 году этого недостаточно. Подписок стало слишком много. Они могут оформляться на разных платформах, и теперь за ними нужно следить.
Предположим, вы активировали пробный период подписки и забыли о ней. А она при этом начала снимать деньги. Или вы пользуетесь несколькими стриминговыми сервисами, или игнорируете комбоподписки. Так ваши траты могут вырасти почти вдвое.
Как оптимизировать расходы?
- Вся планета звездолёт. Как советский инженер придумал двигатель, способный перемещать Землю в космосе
3 октября 2020, 21:40
- Губернатор Камчатки пригрозил увольнением всем, кто "приукрашивал" положение дел с экологией в регионе — видео
3 октября 2020, 21:16
- Бастрыкин взял на контроль проверку массовой гибели животных на Камчатке
3 октября 2020, 20:16
Вам хватит одного стримингового сервиса. Это самые стремительно развивающиеся приложения с подписной моделью. В начале развития у них в разное время выходили новые альбомы, а могли вовсе не появиться. Соответственно, люди и оформляли по несколько подписок. Теперь же проблемы нет.
Разница заключается лишь в интерфейсе, а медиатека и качество звука (16 бит) одинаковое во всех приложениях. Одним аккаунтом можно пользоваться на нескольких устройствах — в Apple Music до десяти. Соответственно, вам понадобится лишь одна подписка. Какая — выберите в зависимости от приоритетов: Spotify — это точная система рекомендаций, "Яндекс.Музыка" — удобная веб-версия, YouTube Music — возможность быстро увидеть клип к песням, Apple Music — интеграция в экосистему.
Следите за сервисами, которыми пользуетесь. В App Store и Google Play легко отказаться от подписки. Проблемным остаётся отключение, если вы оформляли её на компьютере или смарт-ТВ. Платежи проходят не через AppStore и Google Play, и в одном разделе вы их все не найдёте, придётся искать по одному.
Найти их можно не в магазинах, а в интерфейсе самого приложения. Кратко: на Netflix, в "Кинопоиске", MEGOGO и Ivi вам нужно найти раздел "Подписки" — там указан тариф, привязанная банковская карта и состояние услуги автопродления. Подробно мы об этом рассказывали в отдельном материале.
Ищите альтернативу подпискам. Кино можно взять в прокат. Просмотр одного фильма стоит от 39 рублей в любом онлайн-кинотеатре. Он будет доступен для активации в течение 30 дней, а после нажатия на просмотр — в течение 48 часов. Допустим, вы посмотрели два фильма за месяц и заплатили 78 рублей. А подписка в месяц стоит в среднем 199 рублей. Экономия — больше 100 рублей.
Подумайте, нужна ли вам комбоподписка. Apple One доступна в России. По минимальному тарифу вы получите Apple Music, Apple TV+, Apple Arcade и 50 Гб пространства в iCloud за 365 рублей в месяц. Но допустим, вы пользуетесь только стриминговым сервисом и облаком для резервной копии. По отдельности они стоят 169 и 59 рублей. И в сумме вы заплатите за них 228 рублей. То есть при таких запросах с Apple One вы будете переплачивать 137 рублей в месяц и 1644 рубля в год. Apple One — это рентабельно, если вы пользуетесь хотя бы Apple Music и Apple TV+, если вам интересно что-то одно — не оформляйте подписку.
За приложения и услуги можно временно не платить. Пользуйтесь этим. Adobe открыто говорила с момента перехода на подписную модель: вы можете отменить подписку, как только перестанете пользоваться её программами. Это распространяется на все сервисы и услуги. Они не берут деньги за подключение, соответственно, подписки можно временно отключать. Уехали из города на месяц, отключили подписку на Wi-Fi в метро. Закончился сезон любимого сериала, а до следующего ещё четыре месяца, — смело отключайте подписку.
Мы стали платить за пользование приложениями чаще, а значит, и относиться к тратам нужно внимательнее. К тому же подписная модель была создана, чтобы экономить. То есть так утверждают создатели подписных моделей. На самом же деле подписки создавались совершенно точно не для вашей экономии, а для того, чтобы манипулировать вами и убеждать вас в экономии. Тратили ли вы на музыку / фильмы / облачные хранилища и игры по две тысячи рублей в месяц ещё хотя бы года два-три назад? Скорее всего, не тратили, более того, вы скорее всего были уверены, что две тысячи на какие-то интернет-развлечения — это слишком! А теперь тратите, потому что продавцы и создатели контента нашли способ продавать его более выгодно для себя, под видом более выгодного предложения для вас. Имейте это в виду и контролируйте ваши расходы.