21 июня 2020, 11:00
18750

"Проще всего продать Маску "Морской старт". Эксперт оценил планы SpaceX построить плавучий космодром

Единственный в мире полноценный водный космопорт находится сейчас в Приморье, что с ним делать — непонятно. У SpaceX всё наоборот: ничего подобного у них пока нет, зато планов море.

Коллаж © LIFE. Фото © Getty Images / Paul Hennessy / SOPA Images / LightRocket, © Sea Launch

Читать на сайте Life.ru

Вы случайно не разбираетесь в машиностроении, авиакосмической или морской технике? Если что, в SpaceX таких ищут. Компания разместила новое объявление о приёме на работу инженеров. Обязанности — "проектирование и строительство сооружений для морского запуска ракет-носителей". Впоследствии глава компании пояснил:

SpaceX строит плавучие космопорты сверхтяжёлого класса для полётов на Марс, Луну и гиперзвуковых полётов вокруг Земли

SpaceX строит плавучие космопорты сверхтяжёлого класса для полётов на Марс, Луну и гиперзвуковых полётов вокруг Земли

Илон Маск

Глава SpaceX

Если говорить о путешествиях вокруг Земли, то имеется в виду следующее.

Эту идею компания высказала ещё в 2017 году. План такой: пассажиры пароходом добираются до плавучей платформы и занимают свои места на борту космического корабля. Тысяча человек в кабине объёмом 825 кубических метров полетят с гиперзвуковой скоростью — 20 Махов, то есть в 20 раз больше скорости звука. Таким образом, они, к примеру, из Лос-Анджелеса долетят до Шанхая за 39 минут. По сравнению с 11 часами в самолёте это, конечно, здорово. Правда, в ракете не будет туалетов и не будут кормить. Илон Маск как-то обмолвился, что люди будут зафиксированы удерживающей системой, как на американских горках Disney Space Mountain.

Disney Space Mountain. Фото © Wikipedia

Зачем нужен плавучий космодром?

Глава SpaceX объясняет это необходимостью избавить людей от лишнего беспокойства, всё-таки Starship — это космический корабль, который предстоит запускать ракетой сверхтяжёлого класса: в небо надо поднять в общей сложности более четырёх тысяч тонн.

Мы должны быть достаточно далеко, чтобы не беспокоить густонаселённые районы

Мы должны быть достаточно далеко, чтобы не беспокоить густонаселённые районы

Илон Маск

Глава SpaceX

По мнению популяризатора космонавтики Виталия Егорова, главный смысл плавучей платформы — вопрос безопасности этих запусков. Эксперт напомнил, что в конце мая на полигоне Бока-Чика в Техасе взорвался ещё один прототип Starship.

В океане кругом нет никого, за кого можно было бы переживать, если всё это добро взорвётся. Ракета может упасть, взорваться на старте. Если это стоит где-то в море, это гораздо безопаснее, чем если это стоит в населённом районе

В океане кругом нет никого, за кого можно было бы переживать, если всё это добро взорвётся. Ракета может упасть, взорваться на старте. Если это стоит где-то в море, это гораздо безопаснее, чем если это стоит в населённом районе

Виталий Егоров

Популяризатор космонавтики

Как мы помним, у SpaceX уже есть две плавучие платформы. Одна из них именуется Just Read the instructions ("Просто прочти инструкции"), а вторая — Of course I still love you ("Конечно, я всё ещё люблю тебя"). В обоих случаях это слова из одной из любимых книг Маска — "Игрок" Иэна Бэнкса. Общее название платформ — Autonomous spaceport drone ship ("автономный беспилотный корабль-космопорт"). По сути, это переделанные баржи, оборудованные гребными винтами. И на них вот уже пять лет, в основном успешно, приземляются первые ступени Falcon 9. После посадки ракету вместе с платформой увозит в порт корабль-буксир.

Платформа Just Read the Instructions. Фото © Wikipedia

Однако это ещё далеко не космодром — такие баржи годятся для приземления ракеты, но не для старта. Как отметил Виталий Егоров, одно дело — удержать на плаву почти пустую четырёхметровую ракету, совсем другое — девятиметровую, полную жидкого топлива. По его мнению, для этого нужно принципиально иное сооружение. На самом деле плавучий космодром должен выглядеть примерно так.

Фото © Wikipedia

Это одна из множества фотографий на память о "Морском старте" — единственном на сегодняшний день в мире полноценном плавучем космопорте, который не работает. И неизвестно, заработает ли. Его задумали по соображениям физики: с экватора ракете взлететь легче, потому что там ей максимально помогает скорость вращения Земли. Поэтому эту исполинскую конструкцию решили расположить здесь, где красная точка. Недалеко от острова Рождества в Тихом океане.

Фото © Wikipedia

Система Sea Launch состоит из двух частей. Первая — собственно стартовый комплекс, он называется "Одиссей" и представляет собой модернизированную нефтедобывающую платформу, построенную в 80-е годы в Японии. В этом качестве она проработала несколько лет, но после катастрофического пожара в Северном море оказалась ненужной. В 90-е её переоборудовали и прославили под новым именем.

Это грандиозный самоходный грузовик длиной более 130 метров с электрическими дизельными двигателями общей мощностью 12 тысяч лошадиных сил. Помимо собственно ракеты и всего прочего может везти на себе 576 тонн жидкого кислорода, 176 тонн керосина плюс 122 тонны жидкого азота — для системы охлаждения.

И второе — 200-метровое сборочно-командное судно Sea Launch Commander. Его строили специально для "Морского старта" в Шотландии. В его трюмах можно перевозить и хранить три ракеты одновременно. Там их можно собирать, состыковывать с обтекателем, полезным грузом. Там могут жить и работать 240 человек, для них на борту есть каюты, рестораны, кафетерии, кинотеатр, бассейн. Целый город.

Фото © Wikipedia

И какое-то время в этом городе кипела жизнь. С 1999 года "Морской старт" запускал ракеты Зенит-3SL. В основном они доставляли на орбиту спутники связи. Было 36 запусков. А потом, в 2009 году, проект обанкротился.

Тогда ещё не было ракет Маска, не было крымского обострения. Во-первых, проект был дорогой в разработке, он при создании потребовал 3,5 миллиарда долларов. Оказалось, что то количество запусков, которое может обеспечить этот проект, не окупает стартовых инвестиций и текущей деятельности. И там ещё проблема была с надёжностью: на 36 запусков было три аварии, а это очень низкий показатель надёжности. Причём в одном случае взрыв был прямо на платформе

Тогда ещё не было ракет Маска, не было крымского обострения. Во-первых, проект был дорогой в разработке, он при создании потребовал 3,5 миллиарда долларов. Оказалось, что то количество запусков, которое может обеспечить этот проект, не окупает стартовых инвестиций и текущей деятельности. И там ещё проблема была с надёжностью: на 36 запусков было три аварии, а это очень низкий показатель надёжности. Причём в одном случае взрыв был прямо на платформе

Виталий Егоров

Популяризатор космонавтики

В 2016 году активы "Морского старта" выкупила авиакомпания S7, и они надеялись даже возобновить старты в 2019 году — договорились с "Южмашем" о производстве 12 новых ракет-носителей. Но потом заказ пришлось отменить: не удалось получить разрешение на поставку российских ракетных двигателей. И в конце концов плавучему космопорту нечего стало делать в американском порту Лонг-Бич, где он базировался — корабль и платформу в марте 2020 года вернули на родину, в приморский порт Славянка.

Так что, на этом всё? Есть ли у "Морского старта" какое-то будущее?

Возможность есть только в одном случае: если Россия будет участвовать в мировом рынке ракетных запусков. А эта перспектива на сегодня у нас не очень радужная. Рынок не такой большой, большая часть коммерческих заказов ушла к Маску с его дешёвыми ракетами. Его ракеты дешевле, чем те, которые запускали "Морским стартом"

Возможность есть только в одном случае: если Россия будет участвовать в мировом рынке ракетных запусков. А эта перспектива на сегодня у нас не очень радужная. Рынок не такой большой, большая часть коммерческих заказов ушла к Маску с его дешёвыми ракетами. Его ракеты дешевле, чем те, которые запускали "Морским стартом"

Виталий Егоров

Популяризатор космонавтики

Егоров добавил, что есть и политические осложнения: Пентагон торжественно отказался пользоваться какими-либо космическими спутниками, если их доставила в космос российская ракета. Соответственно, производители этих спутников получат заказ от Минобороны США, только если договорятся о запуске на каком-то другом носителе. Например, на "Фальконе".

Наверное, проще всего было бы вообще продать эту платформу Маску, чего, конечно, делать не будут по политическим причинам. Да и он, наверное, не возьмёт

Наверное, проще всего было бы вообще продать эту платформу Маску, чего, конечно, делать не будут по политическим причинам. Да и он, наверное, не возьмёт

Виталий Егоров

Популяризатор космонавтики

В любом случае обещанный SpaceX плавучий космодром будет в целом создан по тому же принципу, что и "Морской старт", считает эксперт.

Он может взять какой-нибудь, например, газовый танкер. Мне кажется, он оптимален, потому что приспособлен для хранения криогенного топлива. Газовый танкер создан для перевозки жидкого метана. Просто сверху на этом танкере настилаем платформу для старта и посадки ракеты — и это уже готовый космодром. То есть купить какой-то старый газовый танкер по дешёвке, по цене металлолома, дооборудовать его — и вот у тебя готовый плавучий космодром

Он может взять какой-нибудь, например, газовый танкер. Мне кажется, он оптимален, потому что приспособлен для хранения криогенного топлива. Газовый танкер создан для перевозки жидкого метана. Просто сверху на этом танкере настилаем платформу для старта и посадки ракеты — и это уже готовый космодром. То есть купить какой-то старый газовый танкер по дешёвке, по цене металлолома, дооборудовать его — и вот у тебя готовый плавучий космодром

Виталий Егоров

Популяризатор космонавтики

Однако популяризатор космонавтики для платформы Маска тоже не видит никаких радужных перспектив: он убеждён, что денег в этот проект уйдёт очень много и не окупится он ещё очень долго. Эксперт сделал вывод, что глава SpaceX взялся за это дело не ради прибыли, а ради развития технологий межпланетных полётов.

Самое интересное из мира науки и технологий — в телеграм-канале автора.