"Ангара" без будущего? Когда полетит главная российская ракета
"Роскосмос" планирует создать многоразовую версию ракеты, но "обычная" ракета до сих пор не полетела.
Фото © ТАСС / Валерий Гашеев
Кому она нужна?
Ракета "Ангара" изначально задумывалась как замена большинству ракет-носителей, которые используются российскими специалистами в данный момент. Новый проект создаётся по модульному принципу, который позволяет строить на базе одной и той же технологии множество носителей — от лёгкого класса для вывода спутников на орбиту и доставки космонавтов на МКС до тяжёлой ракеты, с помощью которой на орбите можно собирать крупные орбитальные станции. Кроме того, технические характеристики ракеты — выросшая до 26 тонн полезная нагрузка и керосино-кислородные двигатели — позволят выводить больше космических аппаратов за один пуск, а сам процесс будет экологичным и безопасным.
Фото © ТАСС / Михаил Джапаридзе
После выполнения программы лётно-конструкторских испытаний ракеты, намеченных на 2020 год, "Ангара" должна впервые полететь с военным спутником на борту, а военные должны стать первым крупным заказчиком на ракеты этого типа. Уникальная во многих отношениях ракета летала в космос всего один раз — 23 декабря 2014 года. С тех пор о пусках "Ангары" и её перспективах ежегодно рассказывают разработчики, однако применения ракете нет до сих пор. "Роскосмос" сообщал, что ракета-носитель, стоимость которой в три раза больше носителя предыдущего поколения ("Протон"), полетит в космос в первой половине 2020 года. Но полёт так и не состоялся, а перспективы использования ракеты по-прежнему непонятны многим специалистам.
Она будет многоразовой?
И да и нет. Изначально "Ангару" проектировали под вывод космических аппаратов по традиционной, классической схеме. В этом случае после вывода полезной нагрузки на орбиту части ракеты-носителя (обтекатель, двигатели) сгорают в плотных слоях атмосферы или падают на заранее запрограммированном участке космической трассы. После того как мир охватила эпидемия многоразовости, а ракеты компании SpaceX — первопроходца этого направления — начали возить на орбиту не только грузы, но и людей, стало очевидно, что экономика космических пусков должна быть другой.
Однако до многоразовых блоков ракеты, которые после старта будут садиться обратно к месту старта, ещё далеко. Инженер-конструктор ракетной техники Григорий Петряшов пояснил, что для многоразовой ракеты необходимо понимание общей надёжности всей ракеты в целом.
Для "Ангары", как и для всех ракет, предусмотрен испытательный цикл. В него могут заложить от пяти до восьми пусков, после чего конструкция будет официально признана надёжной и изделие будет производиться серийно под разных заказчиков. Какой ракета будет на момент завершения испытаний, до конца не знают даже её создатели. Конструкция в течение испытательного цикла регулярно дорабатывается, модернизируется. Здесь всё примерно так же, как с военной техникой. Задумывали создать одно, но в конце концов построили принципиально новое, хоть и похожее внешне. Конечный вариант "Ангары" даже без многоразовых ускорителей будет существенно лучше ракеты, которую мы видели на первом пуске
Для "Ангары", как и для всех ракет, предусмотрен испытательный цикл. В него могут заложить от пяти до восьми пусков, после чего конструкция будет официально признана надёжной и изделие будет производиться серийно под разных заказчиков. Какой ракета будет на момент завершения испытаний, до конца не знают даже её создатели. Конструкция в течение испытательного цикла регулярно дорабатывается, модернизируется. Здесь всё примерно так же, как с военной техникой. Задумывали создать одно, но в конце концов построили принципиально новое, хоть и похожее внешне. Конечный вариант "Ангары" даже без многоразовых ускорителей будет существенно лучше ракеты, которую мы видели на первом пуске
Григорий Петряшов
Когда полетит "Ангара"?
Ответить на этот вопрос просто с технической точки зрения почти невозможно. "Ангара" — это целый комплекс, на создание которого влияет множество факторов. Здесь важно уяснить для себя одну ключевую деталь: отказаться от создания ракеты, на которую были брошены огромные ресурсы, нельзя. Как отмечает основатель проекта "Открытый космос", писатель и популяризатор космонавтики Виталий Егоров, без "Ангары" Россия утратит доступ на геостационарную орбиту, что автоматически создаст риск спустить российскую космонавтику до уровня Индии в этом сегменте. Но история с "Ангарой" никогда не была простой и однозначной.
Деньги на модернизацию ракеты выделяются, но будет ли она в конечном счёте многоразовой в том понимании, в каком мы себе это представляем, — большой вопрос. Возможность применения многоразовых модулей-ускорителей только рассматривается, никаких конкретных решений по применению этой технологии нет. Проект по созданию боковых многоразовых ускорителей есть, над ним работают, и создателям нужно, чтобы в разных опытно-конструкторских работах такие решения присутствовали. Но это не говорит о том, что многоразовая "Ангара" — это уже свершившийся факт
Деньги на модернизацию ракеты выделяются, но будет ли она в конечном счёте многоразовой в том понимании, в каком мы себе это представляем, — большой вопрос. Возможность применения многоразовых модулей-ускорителей только рассматривается, никаких конкретных решений по применению этой технологии нет. Проект по созданию боковых многоразовых ускорителей есть, над ним работают, и создателям нужно, чтобы в разных опытно-конструкторских работах такие решения присутствовали. Но это не говорит о том, что многоразовая "Ангара" — это уже свершившийся факт
Виталий Егоров
Во многом дата первого пуска "Ангары" зависит от того, когда будет готов космодром Восточный — главная стартовая площадка России, которая позволит отказаться от любых космических пусков с территории других стран. И хотя первую "Ангару" должны передать военным на космодром Плесецк уже летом 2020 года, первый пуск ракеты-носителя "Ангара" с первого гражданского космодрома Восточный планируется не ранее чем на 2023 год. Уже в 2025 году "Ангара-А5" должна впервые вывести на орбиту пилотируемый корабль, однако произойдёт это лишь в том случае, если стартовый комплекс для ракет семейства "Ангара" достроят на космодроме Восточный, как планировалось, к декабрю 2022 года.
"Ангара" начнёт нормально летать, когда будет готов стартовый стол на Восточном. Сейчас его постепенно достраивают. С Плесецка на данный момент возможны только испытательные запуски на геостационарную орбиту, а для других тяжёлая "Ангара" не востребована, пока нет нового пилотируемого корабля
"Ангара" начнёт нормально летать, когда будет готов стартовый стол на Восточном. Сейчас его постепенно достраивают. С Плесецка на данный момент возможны только испытательные запуски на геостационарную орбиту, а для других тяжёлая "Ангара" не востребована, пока нет нового пилотируемого корабля
Виталий Егоров
Строительство второй очереди на космодроме Восточный началось 30 мая 2019 года и должно полностью завершиться на рубеже 2025–2027 годов, и раньше этого срока "Ангара" вряд ли начнёт использоваться на постоянной основе. Чуть более длительные сроки называют международные эксперты. В 2019 году руководитель International Launch Services Кирк Пайшер заявил, что переход от "Протона" к "Ангаре" может затянуться до 2027 года.
Кому она будет нужна?
Фото © ТАСС / Егор Алеев
Пока использование "Ангары" предусмотрено лишь в рамках Федеральной космической программы. И хотя интерес к ракете, которая технологичнее своих предшественников на целые поколения, уже есть, твёрдых заказов на космические пуски изделия, которого нет в металле, в ближайшее время ждать не стоит. Эксперты в области государственной и частной космонавтики говорят, что фактически судьба тяжёлой и самой дорогостоящей версии "Ангары" во многом будет похожа на американскую Delta IV Heavy — самую тяжёлую (до 2018 года) и самую дорогую (не считая "Шаттла" и "Сатурна-5") американскую ракету.
Американская ракета летает в среднем один-два раза в год. Потом пришёл Маск и Falcon Heavy и судьба Delta Heavy повисла на волоске решений Пентагона. Более эффективные решения сможет предложить "русский Илон Маск", ждём его появления
Американская ракета летает в среднем один-два раза в год. Потом пришёл Маск и Falcon Heavy и судьба Delta Heavy повисла на волоске решений Пентагона. Более эффективные решения сможет предложить "русский Илон Маск", ждём его появления
Виталий Егоров
Единственный вопрос, на который нет ответа, связан с перспективами использования ракеты "Ангара" на следующие 15–20 лет. Тренд на многоразовость, который сейчас задают американские частные ракетостроители, явно развивается. Многоразовость, как известно, — путь не только к удешевлению космического пуска, но и к ускорению реализации космических проектов. Однако многоразовая "Ангара" — это по-прежнему лишь проект и теория, реализация которой на практике едва ли возможна в обозримом будущем, в котором и без того немало сложностей: достроить Восточный, закончить испытания основной конструкции и решить, что возить на новой ракете. От того, найдётся ли многоразовости место в космическом будущем, зависит многое: и "скорость подачи" космического такси, и удобство технологии в целом, и заказы от клиентов из-за рубежа.
В уравнении, где икс — это ракета "Ангара", а игрек — это высадка американцев на Луне в 2024 году не без помощи многоразовых ракет-носителей тяжёлого класса, по-прежнему много непонятного. Если NASA и "частники" (Джефф Безос и Илон Маск) всё сделают вовремя и как положено, то в текущей конфигурации с одноразовым использованием "Ангара" может оказаться не нужна как в России, так и за пределами страны в рамках международных проектов, в том числе и лунных. Как в этом случае поступать с проектом, на который брошены лучшие умы страны и ведущие промышленные предприятия, непонятно. Если ракета окажется недостаточно технологична, а её стоимость будет вызывать вопросы, то Россия рискует лишиться не только лунной программы и инструмента для дальнейшего изучения Солнечной системы и ближайших миров, но и может остаться исключительно региональной космической державой, достижения которой никто не будет принимать в расчёт.