Деньги есть, машин нет. В России ждут дефицита автомобилей и резкого подорожания
Из-за коронавируса и нестабильности курса россияне скупили все новые автомобили по докризисным ценам. Новые машины ощутимо подорожают.
Напродавали
Большинство автодилеров даже в кризисный период отмечали резкий рост продаж новых автомобилей. Связано это было с традиционными страхами россиян перед нестабильным курсом рубля и возможным спадом в экономике, который ожидали на фоне пандемии коронавируса в России и в мире. Кроме того, сами автозаводы на короткий период значительно сократили производственный план, чем подогрели волну слухов о скором подорожании автомобилей.
Всё это привело к тому, что у дилеров значительно сократились складские запасы. Автомобили, закупленные за валюту и по старому курсу, стали заканчиваться, а лист ожидания на нужную комплектацию и версию растягивается до осени. Президент – председатель правления "РГС Банка" Алексей Токарев пояснил, что в период карантинных ограничений из-за пандемии коронавируса все российские автозаводы существенно снизили темпы выпуска машин — заводы стояли почти два месяца, а теперь уходят на плановые каникулы.
Сложившийся дефицит практически по всем брендам и моделям, полагаем, будет наблюдаться до конца осени, особенно по самым популярным моделям, которые расходятся как горячие пирожки, — это KIA, Volkswagen и Hyundai. Сейчас распродаются те машины, которые были закуплены ещё до карантина
Алексей Токарев отметил, что уже в июне темпы выдачи автокредитов превысили показатели апреля-мая на 40% и практически сравнялись с показателями марта (тогда продажа автокредитов выросла на 70% по сравнению с февралём). В июле рост продолжился.
Выдачи автокредитов выросли более чем на 25% относительно июня на фоне роста продаж автомобилей и доли кредитных продаж. Это объясняется ещё тем, что начался сезон отпусков и владение собственным автомобилем — это в первую очередь личная безопасность и возможность свободного передвижения. В сложившейся ситуации россияне вряд ли смогут выехать за границу, поэтому в этом году идея отправиться в автопутешествие по нашей стране будет наиболее актуальна
Большинство дилеров распродали сток всего за несколько недель, причём клиенты оплачивали даже автомобили, на которые не было спроса год или более. Потом продавцы машин фиксировали прибыль и радовались, однако совсем скоро радость может смениться грустью — получить новые машины будет гораздо сложнее, чем раньше.
Время, деньги, курс рубля
Из-за пережитого в период пандемии автодилеры неизбежно начнут повышать цены на автомобили сразу из-за нескольких факторов, но каким в итоге будет среднее увеличение розничной цены — пока не может сказать никто.
Сооснователь Marketcall и ГК A3F Group Александр Дужников отметил, что дефицит новых автомобилей был достаточно прогнозируемым из-за коронавирусной пандемии.
Новые крупные поставки автомобилей ожидаются в сентябре, а ситуация с формированием цен становится всё более неоднозначной. С одной стороны, коронавирусные издержки и простой заводов оплачивать будут покупатели. Вдобавок к этому курс доллара продолжает расти. Во время приостановки деловой активности сформировался отложенный спрос из-за финансовой неопределённости, который вылился в существенное увеличение продаж с середины июля (впервые после начала пандемии). Также в этом году увеличилась налоговая нагрузка на автопроизводителей за счёт стопроцентного увеличения утилизационного сбора. Увеличение себестоимости производства и повышенный спрос могут повысить ценник на новые авто вплоть до 15–20%
Готовить деньги уже сейчас
Руководитель пресс-службы ГК "Автоспеццентр" Анна Уткина отметила, что по состоянию на июль 2020 года новые автомобили в среднем по рынку подорожали примерно на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сейчас продаются стоки, выкупленные ещё в марте, до введения режима самоизоляции. Прайсовые цены на автомобили не меняются, но по многим брендам завершены программы поддержки, нет акций и существенных скидок
По словам Анны Уткиной, пик нехватки товарных запасов автомобилей придётся на август. При этом спрос в августе будет держаться на довольно высоком уровне. Что это значит для простого клиента? Ничего хорошего ждать точно не стоит. Эксперты и участники рынка ожидают, что дефицит автомобилей стране точно не грозит, однако ценники на новые машины будут далеки от гуманных. Начиная со второй половины сентября ситуация с доступностью автомобилей начнёт выравниваться, поскольку к этому моменту завершится производственно-логистический цикл для новых поставок автомобилей, выпущенных уже после возобновления производства. Эти автомобили придут по более высоким ценам, проиндексированным в соответствии с поправками на более высокий курс доллара по отношению к рублю, а значит, будут существенно (примерно на 10–20 процентов) дороже для клиентов, чем автомобили, которые продаются из наличия сейчас.
Финансисты отмечают, что без вмешательства государства или крупных государственных структур ситуация вряд ли исправится. По мнению игроков рынка, после пандемии дилерам придётся пересматривать программы лояльности для клиентов, а банкам — серьёзно снижать процентные ставки по кредитам. Если все договорятся между собой, то до конца года вопрос с высокими ценами на автомобили, произведённые после пандемии, удастся закрыть. Если нет, то подорожание автомобилей может продлиться и в 2021 году, в результате чего и без того сложный автомобильный рынок в России может замереть.